18 и 19 марта в Астрахани проходит Всероссийский семинар-совещание по вопросам реализации одного из направлений нацпроекта «Образования» - «Учитель будущего». На мероприятие собрались не только 11 пилотных регионов (включая Астраханскую область), где новые механизмы повышения квалификации педагогов уже начинают внедрять, но и те субъекты РФ, которым только предстоит войти в проект.
Прорыв в будущее
«Учитель будущего» - это новый, революционный взгляд на систему повышения квалификации учителей. Как подчеркнула Анна Хамардюк, директор департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения РФ, старая система изжила себя и уже не отвечает современным требованиям в части таких аспектов, как цифровизация, новое образовательное пространство и так далее. Если раньше учителя приходили на курсы повышения квалификации для усовершенствования собственных знаний, то сейчас такой подход неоправдан. Педагоги уже не могут ждать, когда придёт время повысить свою компетентность, им нужно получать недостающие знания по широкой тематике в режиме реального времени, то есть постоянно, а не от семинаров к семинарам. Иногда повышение квалификации может проводиться и вовсе дистанционно. Такой подход Анна Хамардюк назвала «прорывным».
Хамардюк подчеркнула, что проект предусматривает работу с учителями на площадках двух типов. Это центры оценки дефицитов и центры непрерывного повышения квалификации. Причём последние подразумевают наличие нового образовательного пространства, которое отвечает вызовам времени. К слову, в Институте развития образования «Платформа», одном из немногих в стране, создана та среда, которая позволяет использовать новые технологии обучения и знакомить учителей с передовым образовательным опытом. Это и аудитории-трансформеры, и современное оборудование, и дистанционные технологии.«Логика действий нынешних институтов переподготовки учителей немного архаична. Те задачи, которые сейчас ставятся нацпроектом, требуют совсем других подходов к повышению квалификации учителей, - рассказала Анна Хамардюк. - Система должна стать более гибкой. Допустим, учителю не хватает каких-то умений, и он должен получать их не только на курсах, но и в короткий срок, не отрываясь от своей работы. Старые институты в таком формате работать не могут».
Как это будет работать
Стоит заметить, что Астраханская область выбрана площадкой проведения семинара неслучайно. В регионе уже давно действует аттестация педагогов в электронном виде, создано современное пространство в Институте развития образования «Платформа». Кроме того, отметил Гутман, у региона есть конкретные предложения в части создания соответствующей законодательной базы проекта.«Как именно будет реализован проект в части конкретных мероприятий, пока никто в стране сказать не может. Именно сегодняшнее мероприятие и призвано понять основные механизмы реализации проекта. Я думаю, что нужно менять систему аттестации педагогов. Будет введена система добровольной сертификации: кто хочет претендовать на более высокую категорию, сам должен пойти и заявить об этом, показать себя. Мы также обязательно будем обсуждать механизмы аттестации руководителей образовательных организаций, механизмы формирования кадрового резерва», - рассказал и. о. министра образования и науки региона Виталий Гутман, который входит в федеральный проектный комитет по нацпроекту «Образования».
О том, какие именно механизмы новой системы переподготовки учителей, предлагает федеральное руководство, говорил и федеральный куратор проекта «Учитель будущего» Максим Резаков. Он отметил, что, помимо особого образовательного пространства, существует масса других аспектов, в первую очередь, содержательных. Поскольку в основе новой системы лежит практико-ориентированный подход, для начала необходимо понимать, какие именно профессиональные дефициты есть у педагогов. Для этого предлагается организовать процедуры анализа и оценки уровня профмастерства учителя. «Ни о каком рейтинге учителя не идёт речь, результаты оценки не будут влиять на его зарплату и разряд. Данные процедуры будут направлены на выявление потребности педагогического работника в тех или иных знаниях и компетенциях», - отметил Резаков.
Подразумевается, что после выявления дефицитов, учитель их восполняет не на привычных ему многочасовых лекциях и семинарах (зачастую не отвечающих настоящим потребностям педагогов), а в специально созданном центре непрерывного повышения квалификации. Там используется и формальное, и неформальное обучение, например, при помощи сетевого взаимодействия (силами нескольких организаций) и системы P2P - так называемого «горизонтального» обучения, когда повышение квалификации происходит внутри профессионального сообщества, то есть на равных.
Особое место в проекте отводится молодым профессионалам и поддержке учителей в возрасте до 35 лет. «Педагогическую смену нужно готовить уже сейчас. Если мы не выработаем механизмы сопровождения молодых учителей, мы обречём систему образования на постепенное вымирание», - сказал Максим Резаков.
Необходимость назрела
Участники семинара уверены: необходимость в обновлении механизмов повышения педагогического профмастерства и вправду существует давно.
Что же касается распространения опыта Астраханской области и других «пилотов», то, по словам Анны Хамардюк, уже летом этого года Минпросвещения РФ проведёт новый отбор регионов, в которых с 2020 года будут отрабатываться механизмы «прорывного» повышения квалификации. В обозримом будущем центры добровольной сертификации и непрерывного повышения мастерства появятся не только в 11 пилотных субъектах, но и во всех регионах страны.«Мы совершенно точно понимаем, что надо менять систему повышения квалификации, внедрять практико-ориентированные программы, приглашать работать с учителями тех преподавателей, которые имеют практический опыт реализации того, чему они учат. Мы планируем активно развивать неформальное повышение квалификации, а именно: создавать площадки для взаимодействия учителей друг с другом, менять пространство обучения. Последнее должно способствовать тому, чтобы учителя наконец-то начали смотреть друг другу в глаза, делиться опытом. Необходимо, чтобы появлялись лидеры по каким-то технологиям и современным педагогическим направлениям. Учитель, который испытывает некие дефициты, должен иметь возможность найти коллегу, который даст ценный совет. Для этого необязательно идти на какую-то программу - обучение идёт в реальном времени, непрерывно, через горизонтальные связи», - поделилась с журналистами своим видением проблематики Надежда Суркова, советник ректора Академии социального управления Московской области.
После пленарного заседания участники разошлись на проектные сессии, где обсудили стратегию проекта, его инфраструктуру, новую образовательную среду и так далее. Завтра регионы отчитаются о проделанной работе заместителю министра просвещения РФ Марине Раковой, которая приедет в Астрахань сегодня вечером.