В Гравюрном кабинете отдела зарубежного искусства Астраханской картинной галереи открылась выставка «Астрахань в работах художников XX-XXI вв. Живопись и графика из частных коллекций». Продолжающая традиции коллекционирования и меценатства в Астрахани, мероприятие примечательно не только содержанием, но и тем, что напоминает художественные события, проходившие в нашем городе в дореволюционные и первые революционные годы. Именно такие выставки по своему составу представляли авторские произведения астраханских художников и работы из частных коллекций наших земляков.
На выставке представлены три отдельных коллекции, принадлежащие астраханцам Алексею Чувилёву, Елене Сенягиной и Сергею Степанову. Эти собрания демонстрирует личные эстетические позиции каждого коллекционера, объединенные общей концепцией: представить художников, на творчество которых Астрахань оказало существенное влияние.
AST-NEWS.ru поговорил с куратором выставки, старшим научным сотрудником Астраханской картинной галереи Раисой Захаровой, а также коллекционерами Алексеем Чувилёвым и Сергеем Степановым.
– Раиса Алексеевна, в чём уникальность и значимость выставки?
Раиса Захарова: Её идея долго носилась в воздухе между разными домами, которые мне посчастливилось посещать. В них живут большие друзья галереи. Расстаться с коллекцией, пусть и на срок трудно – это как отдать своё любимое дитя в чужие стены, обнажив при этом свои.
Поэтому работа по формированию выставки велась долго. Надо ещё учесть и то, что не всякая коллекция вписывается в музейное пространство. Но нам удалось вместить в небольшой Гравюрный кабинет целую историю астраханской художественной школы. Музейные собрания формируются из коллекций. В частности, в отделе зарубежного искусства нашей галереи есть коллекции Сапожниковых, Ивана Акимовича Репина, Отто Яковлевича Виблингера. В целом же в собрании музея представлены десятки имён коллекционеров. Нередко отдельные коллекции или работы передавались галереи в дар.
Таким образом мы продолжаем славные традиции собирательства и представления коллекции в надежде, что откликнуться те, кто втайне наслаждается своими сокровищами и ещё не решается показать их публике. С произведениями искусства, попадающими из ограниченного обзора в музейную среду, где их видит большое количество людей, происходит метаморфоза – они приобретает особый вес, становясь частью общего художественного сокровища нашей малой родины.
Мы получили редкую возможность прикоснуться к личным тайнам и сделать их частью музейного пространства, за что чрезвычайно благодарны нашим щедрым коллекционерам и добрым друзьям, меценатам.
На выставке можно увидеть произведения астраханских художников первой волны – учеников Павла Алексеевича Власова, а также работы самого основоположника астраханской художественной школы. Есть и работы мастеров, чьи имена не знакомы широкой аудитории. Интересны произведения отцов-основателей Астраханского отделения союза художников СССР, представителей поколения 80-х годов прошлого века и молодых талантливых художников нашего времени.
– Кому пришла идея организовать выставку и с чего всё началось?
Сергей Степанов: Её инициатором стала Раиса Алексеевна Захарова. Договорившись с Алексеем Викторовичем, она предложила мне составить компанию в этом проекте. Я с удовольствием согласился. Раиса Алексеевна выступает консультантом по многим моим приобретениям. Покупая ту или иную вещь, я стараюсь советоваться с ней, как с опытным специалистом в вопросах художественного искусства.
Алексей Чувилёв: Изначально предполагалось, что в выставке будут участвовать больше коллекционеров – примерно шесть человек. В итоге остались только мы с Сергеем и присоединившиеся к нам Елена Сенягина. Раиса Алексеевна также выступает моим консультантом и патроном. Если бы не она, моей коллекции точно бы не было.
– Все виды города на картинах и рисунках реальны или некоторые носят фантазийный характер?
С.С: В моей коллекции эти направления присутствуют в равных пропорциях. Как сказал известный астраханский художник Сергей Геннадьевич Дьяков, необходимо включать воображение и дорисовывать моменты, которых нет в реальности. Его полотна насыщены подобными сюжетами, как, например, изображение Сарай-Бату.
Когда он писал вид на церковь Рождества Пресвятой Богородицы, я дал художнику много фотографий, чтобы он сделал реконструкцию. Но он внёс в изначальный пейзаж несколько своих деталей.
А.Ч: Я бы поспорил в этом вопросе с художником. Считаю, что Астрахань настолько удивительный, самобытный и чудной город, что, если пройтись по нашим старинным улицам, то можно найти такие реальные сюжеты, которые не сравнятся с никакой фантазией. Стараюсь приобретать изображения реально существовавших объектов, многие из которых, к сожалению, стали ушедшей натурой.
– Получается, вы покупаете не только готовые картины, но и заказываете их художникам?
С.С: Да, именно так. Для своего проекта «Воспоминания о храме», посвященного ныне не существующим астраханским храмам, обращаюсь к художникам, чтобы они перенесли их облик на полотно.
А.Ч: Несколько лет назад увидел в соцсетях душевный снимок зимнего Ленинского парка за авторством фотографа Ивана Семерикова, который он сделал в восьмидесятых. Договорился с ним о распечатке этого кадра в оригинальном формате, но, к огромному несчастью, Иван скоропостижно умер, и мы не успели осуществить задуманное. Тогда я обратился к замечательной астраханкой художнице Фахрикамал Махмудовой, которая создала по этой работе чудесную акварель. Более того, с неё было сделано несколько авторских копий, ведь картина заинтересовала многих моих знакомых.
– Что вас подвигло собирать картины по астраханской тематике?
А.Ч: Все началось с одной работы, попавшей мне в руки. Это была картина художника Владимира Шолоха «Улица Хлебникова». Впервые увидел её в начале девяностых в доме своих знакомых. У меня сразу возникло желание стать владельцем этой картины. Но я не осмелился тогда просить о её продаже. Но, волею судеб, спустя несколько лет эта картина оказалась в одном из астраханских антикварных магазинов, где я её и приобрёл без раздумий. Как говорится, вещь легла в руки. Картина вызывала приятные воспоминания о юности: когда я был студентом-медиком, то часто возвращался домой с практических занятий из клиник пешком зимними сумерками, проходя по старинным астраханским улицам.
Принеся картину домой, поймал себя на мысли, что было бы неплохо приобрести ещё несколько произведений подобной тематики. Мои любимые сезоны – поздняя осень и зима. Время суток – сумерки. Тогда решил заказать картину профессиональному художнику по придуманному мной сюжету. У всех у нас есть любимые места. Я захотел увидеть на полотне дом, где жил архитектор Миловидов и площадь напротив Благовещенского монастыря.
Тогда мой главный консультант и наставник в коллекционировании – Раиса Алексеевна Захарова, благодаря которой я приобрёл подавляющее число картин, познакомила меня с художником Алексеем Коньковым. Утром перед нашей встречей выпал снег, поэтому не пришлось ничего фантазировать.
Следующей страницей истории моего коллекционирования стало знакомство с Николаем Кирилловичем Рудиковым. Дело в том, что имя этого художника звучало в нашем доме достояно часто. Моя мама была с ним знакома, а сестра Женя, которая была художницей, в восьмидесятых брала у него уроки живописи. Она поработала всю жизнь художником-оформителем.
С детства я видел дома огромное количество художественных альбомов, специальных журналов. В ее комнате, где царила творческая атмосфера, всегда стояли мольберты, этюдники, банки с кистями. Она с детства начала водить меня в музеи на выставки. Таким образом, у меня формировался интерес к миру искусства, развился определённый вкус, зародились художественные пристрастия.
Когда я начал покупать картины, Женя посоветовала мне обратить внимание на работы Николая Кирилловича: она ценила талант мастера и хотела, чтобы его произведения украшали дом. Наш поход с Раисой Алексеевной в мастерскую художника закончился приобретением великолепного осеннего пейзажа «Старые Тинаки». Со временем я стал владельцем ещё нескольких работ Рудикова.
Однажды в художественном салоне увидел вот этот урбанистический сюжет. Кто-то сочтёт его неинтересным и банальным, но только не я. Дело в том, что я вырос и до сих пор живу в месте, изображённом на этой картине. Помню деревянные дома на месте бульвара Победы, мимо которых ходили с мамой гулять на Комсомольскую набережную, а с папой зимой собирали там песок для ёлки. Эта картина, как замочная скважина, через которую можно заглянуть в детство.
В моей коллекции преобладают зимние пейзажи, но, чтобы разбавить своё снежное собрание, я купил летнюю картину художника Филиппова, также отсылающую в детство. На ней изображено Лебединое озеро, каким помню его я и, наверняка, многие астраханцы – в густых зарослях зелени. Не люблю открыточные виды, поэтому стараюсь избегать растиражированных сюжетов. Ценя реалистическую живопись, отдаю предпочтение изображению ушедшей натуры.
С.С: Всё началось с того, что я привёл в порядок полотна своего дедушки – Дмитриевского Аркадия Сергеевича. Он был очень интересным человеком: окончил церковно-приходскую школу, затем духовное училище. Хотел идти по стопам своего отца – священника. Но случилась революция, на духовенство начались сильные гонения, поэтому он не смог стать тем, кем мечтал.
Он прекрасно играл на фортепиано. Мы с братом провели всё детство под роялем Becker, который стоял в нашем старом доме. После смерти дедушки мы отдали его в один из астраханских домов культуры. Дедушка также занимался живописью, создав много произведений в разных жанрах, включая портреты Ленина, которые писал для различных организаций. Изучая свою родословную, я заказывал портреты своих предков и членов семьи астраханским художникам.
Сейчас моя художественная коллекция насчитывает более ста картин, среди которых есть произведения именитых астраханских мастеров Павла Власова, Ивана Горюшкина-Сорокопудова, Камиля Сафаргалиева, Николая Рудикова, Николая Протасова, Сергея Дьякова, а также работы молодых художниц Екатерины Куликовой и Екатерины Пуховой. Собрание живописи и графики с видам Астрахани – продолжение и дополнение к моей обширной коллекции фотографий, на которых наш город отражён в разные эпохи.
К сожалению, в нашем городе нет галереи современного искусства и выставочных залов, где художники, живущие и творящие в Астрахани, могли масштабно и регулярно демонстрировать своё искусство. Прекрасно, что Астраханская картинная галерея, выставочные площади которой постоянно востребованы под фондовые и привозные выставки, находит возможность знакомить посетителей с творчеством наших земляков, развивая лучшие художественные традиции региона и популяризируя изобразительное искусство родного края.
А.Ч: Время идёт, меняется мы, меняется Астрахань. В хорошую или плохую сторону – это другой вопрос. Но изобразительное искусство дарит нам возможность видеть и вспоминать приятные моменты нашей жизни. Картины способны переносить нас в атмосферу былых лет, чтобы ещё раз пережить забытые события.
Убеждён, что знакомство с этой экспозицией будет ценно для подрастающего поколения, которое сможет получить представление о том, как выглядела Астрахань несколько десятков лет назад.
Открывшиеся выставка, посетить которую можно до 18 сентября, заинтересует не только любителей живописи и краеведов, но и широкий круг посетителей Астраханской картинной галереи, жителей и гостей нашего города.
Екатерина Некрасова