В Астрахани рождаются уникальные театральные проекты

Недавно в нашем городе состоялись сразу три премьеры, объединенные проектом «Мы – наследники великого прошлого» театра «Периферия», созданного на президентский грант. Постановки, посвящённые жизни и творчеству наших именитых земляков – Бориса Кустодиева, Надежды Папаян и Велимира Хлебникова, предназначены для показа в музейных пространствах, на час превращающихся в сценические площадки.

AST-NEWS.ru побеседовал с режиссёрами Александром Беляевым, Викторией Евтюхиной и Александром Савчуком – постановщиками трёх независимых друг от друга спектаклей, связанных общей темой астраханского культурного наследия. Авторами пьес стали молодые авторы, участники читок «Периферии» Анна Кочергина и Станислав Шалковский, а также драматург Ирина Васьковская.

По замыслу авторов проекта он должен был проходить в астраханских музеях, которые поддержали эту идею. «Периферия» трижды подавал заявку на президентский грант, прежде чем получить финансирование.

Руководитель лаборатории современной режиссуры и драматургии «Жара» театра «Периферия», театровед, театральный критик Павел Руднев, познакомившись с эскизами трёх будущих спектаклей, написал, что одной из главных тем этих произведений является гибель Серебряного века – эпохи, в которой жили и творили наши земляки.

Спектакли, показанные в камерном формате, когда зрители находятся с актёрами в едином пространстве, подразумевают тесное взаимодействие и погружение в процесс. На время действия проекта спектакли можно будет увидеть бесплатно с предварительной регистрацией на сайте kassir.ru. С сентября их покажут в в домах-музеях Бориса Кустодиева и Велимира Хлебникова, а также в музее культуры Астрахани.

Александр Савчук, режиссёр спектакля «Дом Хлебникова»:

– У нас в Санкт-Петербурге есть свой независимый театр «Lusores», где мы работаем с авангардистскими текстами и ставим спектакли по произведениям Хлебникова, Хармса и других авторов, связанных с поисками авангарда.

В 2018 году мы познакомились с «Периферией» в организованной ими театральной лаборатории «Жара», где я сделал два эскиза, из которых потом получились полноценные спектакли, оставшиеся в репертуаре театра. Мы подружились в Астрахани не только с театром «Периферия», но и с Домом-музеем Велимира Хлебникова, куда впоследствии привезли свои спектакли, один из которых – «Зангези», поставлен по сверхповести поэта.

Когда у «Периферии» возникла идея запустить проект о знаменитых астраханцах, мы охотно приняли предложение поучаствовать в нём. Спектакли создавались под конкретное музейное пространство. Подготовка к ним велась в течение года, а затем работали над постановкой около двух недель.

Рад, что мне удалось творить в доме, где жил один из моих любимых поэтов. Нашей команде единомышленников удалось рассказать о его судьбе через жизнь семьи Велимира.

Хлебников – не та фигура, чтобы быть популярной в широких кругах, но он культовая личностью в мировой литературе. Вокруг него сплелись линии русского авангарда. Его влияние можно проследить в творчестве многих выдающихся поэтов XX века – Заболоцкого, Бродского, Аронзона и других.

Во всех спектаклях иммерсивный приём используется не как модный аттракцион, а по существу. Здесь актёры контактируют напрямую не только со зрителем, но и с самой музейной обстановкой. «Периферия», частный театр, делает колоссальные вещи. Помимо этого проекта они проводят всероссийскую лабораторию «Жара», приглашая в Астрахань критиков, режиссёров, авторов из других городов.

Мы подружились с сотрудниками музеев, в которых работали. Вместе с нами они погружались в процесс, помогали создавать идеальную обстановку для творчества. Мы получали не только консультации от научных сотрудников, но и человеческое участие от всего коллектива музея.

Виктория Евтюхина, режиссёр спектакля «И все спетые мною ноты прекрасны»:

– Фигура Надежды Папаян не столь известна, как Борис Кустодиев и Велимир Хлебников. Во многом работа над спектаклем была исследовательской. Собирались скудные факты из биографии певицы. Мне кажется, что в течение того времени, что спектакль будет идти, он будет наполняться новыми подробностями.

Я обращалась за информацией о ней в Мариинский театр, в Санкт-Петербургскую консерваторию, где по крупицам собирались факты её творческой биографии. Такая же работа по сбору данных и жизни Папаян ведётся и в Астрахани. Коллекционеры сейчас разыскивают пластинки, на которых остался её голос.

За свою недолгую жизнь Папаян пела не только на родине и в Санкт-Петербурге, но и в Милане, Париже, Тифлисе, других городах.

Папаян обладала не только природными вокальными данными, но и работала с музыкальным материалом через драматический анализ над созданием психологического портрета персонажа, что делало её исполнение особенным. Трагическая смерть в расцвете лет не позволила ей стать звездой мирового уровня.

Певица родилась в Астрахани, которая стала для неё точкой, куда она постоянно возвращалась. Имея контракты с ведущими театрами Европы, она стремилась петь в родном городе. После спектакля состоялось обсуждение, где зрители высказали мнение, что в память о ней необходимо установить мемориальную доску на доме, где она жила и учредить в астраханской консерватории премию Надежды Папаян.

Прекрасно, что спектакль помог астраханцам узнать больше о жизни и творчестве прекрасной вокалистки, о которой знает далеко не каждый.

***

Гости из Санкт-Петербурга отметили отзывчивость астраханцев, колорит нашего города и его культурное наследие. В сегодняшние тревожные и нестабильные времена возможность плодотворного сотрудничества в сфере искусства ценится особенно.

В следующих материалах читайте интервью с режиссёром Александром Беляевым, основателем театра «Периферия» и руководителем проекта «Мы – наследники великого прошлого», постановщиком спектакля о Борисе Кустодиеве «И мглой волнистою покрыты небеса».

Екатерина Некрасова