«Спящая красавица» – второй балет великого русского композитора, созданный им после «Лебединого озера». Но это первая совместная работа П.И. Чайковского в соавторстве с Мариусом Петипа, которую два гения выполняли по заказу директора Императорских театров Ивана Всеволожского.
Союз трёх выдающихся деятелей отечественной культуры подарил миру балетный шедевр, который без малого 135 лет не сходит с афиш ведущих театров планеты.
На астраханской сцене «Спящая красавица» появилась впервые, хотя идея воплотить её постановку родилась у художественного руководителя и главного дирижёра АГТОиБ Валерия Воронина несколько лет назад. Балет, имеющий императорский статус и занимающий особое место в классическом хореографическом наследии, требует от постановщиков и труппы высокого профессионализма и определённой внутренней готовности.
Подготовка к премьере «Спящей красавицы» началась около года назад. Главный балетмейстер АГТОиБ, народный артист России Юрий Клевцов знаком с этим произведением не понаслышке. Прежде чем создать свою хореографическую версию бессмертного произведения, Юрий Викторович танцевал в Большом театре несколько ведущих партий «Спящей красавицы». Пребывая в статусе премьера ГАБТ России, Юрий Клевцов воплотил образ принца Дезире – партию, исполнить которую мечтает каждый балетный танцовщик. Вот почему, прикоснувшись к «Спящей красавице» уже в качестве постановщика, Юрий Викторович решил уделить этому персонажу особое внимание.
Дезире в астраханской версии получил больше сценического времени, чтобы очаровать публику и раскрыть знакомый сюжет более объёмно. Клевцов поставил вариацию на музыкальный фрагмент «Жмурки», где беззаботный Дезире весело проводит с придворными дамами. Также он ввёл в канву спектакля скрипичный антракт, редко используемый другими хореографами. В своё время к этому отрывку обращался легендарный Рудольф Нуреев. В этой сцене мы видим уже другого Дезире – ожидающего реальной встречи с Авророй, явившейся ему накануне в пророческом сне.
Требовательный к подборке музыкального материала маэстро Воронин настроил оркестр на полнейшее растворение в музыке Чайковского, выведшего балетную музыку к новым вершинам гармонии и совершенства. За кажущейся лёгкостью, с которой симфонический оркестр АГТОиБ воплощал прописанные в партитуре партии, стоят многомесячный труд, высокое исполнительское мастерство и филигранная слаженность в следовании за дирижёрской мыслью.
Сценическое оформление и костюмы для «Спящей красавицы» создал художник-постановщик из Санкт-Петербурга Олег Молчанов.
Давний творческий партнёр АГТОиБ вдохновлялся полотнами старинных французских мастеров – Ватто и Буше, стараясь передать на сцене куртуазный дух двух столетий, в которых разворачивалось действо сказки Шарля Перро.
В сценографии Молчанова также считываются оммажи отечественным театральным художникам эпохи «Серебряного века» – Головину, Коровину, Бенуа и Баксту.
Астраханский государственный театр оперы и балета можно поздравить со столь ценным приобретением в свой репертуар.
Теперь он может гордо представлять зрителям полную балетную триаду Чайковского – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», символически перейдя на новую ступень своего безграничного развития – одного из самых молодых и перспективных музыкальных театров страны.
Ранее AST-NEWS.ru публиковал интервью с Юрием Клевцовым.