Юрий Клевцов представит в Астрахани свою первую постановку балета «Спящая красавица»

На этой неделе в Астраханском государственном театре оперы и балета состоится премьера балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. В преддверии большого культурного события AST-NEWS.ru встретился с главным балетмейстером АГТОиБ, народным артистом России Юрием Клевцовым, чтобы узнать подробности создания долгожданного спектакля.

– Юрий Викторович! С появлением «Спящей красавицы» в репертуаре нашего театра будет вся балетная триада Чайковского...

– Иначе быть не может. Считаю, что такие названия, как «Спящая красавица» или «Баядерка», появившиеся на астраханской сцене в прошлом сезоне, составляют основу репертуара каждого академического театра. Как только в афише появятся все ключевые балеты классического наследия, настанет пора для спектаклей, основанных на современной хореографии. Любой музыкальный театр – это, прежде всего, классический репертуар. При соблюдении этого непременного условия можно приступать ко всевозможным экспериментам. Артисты, работая над классикой, профессионально обогащаются, становясь намного интереснее не только для зрителей, но и для самих себя.

«Спящая красавица» – невероятно красивый балет, не только в плане хореографии и музыкальном отношении, но и с точки зрения оформительства, он обязывает на создание роскошных декораций и костюмов. Недаром этот спектакль стал самой дорогой постановкой Мариинского театра. Его появление непосредственно привязано к расцвету Российской империи, который пришёлся на эпоху Александра III. Более того, императора олицетворяли с принцем Дезире, поцеловавшим принцессу Аврору, которая символически воплощала Россию. Неслучайно Чайковский сделал оркестровку гимна династии Бурбонов, звучащего в финале балета. К «Спящей красавице» привязаны и другие исторические моменты, его художественная эстетика отсылает к эпохе короля Людовика XIV, со всей пышностью его двора.

Сюжет спектакля охватывает два столетия, поэтому в этом балете огромное количество костюмов. Премьера «Спящей красавицы», которая состоялась почти 135 лет назад, поразила публику своим небывалым размахом. Такой невероятный бюджет постановки могла себе позволить только Российская империя, переживавшая тогда грандиозный экономический подъём. Думаю, что если произведение подобного масштаба появится сегодня, то его должное воплощение также возможно только в нашей стране.

– Расскажите о своих личных отношениях с этим балетом…

– Это моя первая самостоятельная постановка «Спящей красавицы», хотя, работая в Ростовском театре оперы и балета, помогал Алексею Фадеечеву работать над его спектаклем. Будучи артистом балета, танцевал этот спектакль в постановке Юрия Николаевича Григоровича на сцене Большого театра – сначала партию Голубой птицы, а потом и принца Дезире. Хочу отметить, что не только у меня, но и моих коллег к «Спящей красавице» очень теплое отношение. Этот спектакль всегда приятно танцевать. Необъяснимо, но «Спящая красавица» всегда принимается как зрителями, так и исполнителями с особой душевностью. В какой бы партии я не выходил – это всегда было истинным удовольствием.

– Какие задачи вы ставили перед собой как постановщик, приступая к этой работе?

– Мне хотелось сделать Дезире более активным участником действа, поэтому поставил вариацию на музыкальный фрагмент «Жмурки», где принц и придворные дамы проводят время на охоте. Ещё я вернул в балет скрипичный антракт, который используется далеко не во всех постановках. В своё время к нему обращался Рудольф Нуреев в своей версии «Спящей красавицы». Мы сделали на эту музыку монолог, где Дезире встречается с феей Сирени. Мне всегда был не до конца понятен момент, когда принц целует Аврору, а она, просыпаясь, видит перед собой незнакомого молодого человека, а затем сразу идёт сцена свадьбы. Если Дезире влюбляется в девушку во время своего видения, то принцесса, не успев отойти от столетнего сна, сразу отвечает ему взаимностью, что кажется немного нелогичным. Поэтому я решил сделать небольшой дуэт, чтобы дать молодым людям познакомиться перед их заключительным па-де-де.

У нас получился большой двухактный спектакль, в котором сохранены все ключевые сцены. Но могу сказать сразу, что такой версии «Спящей красавицы», как в Астрахани, не было ни в одном театре мира.

– Главные партии на одном из премьерных показов исполнят приглашённые солисты?

– Да, это будут представители Мариинского театра. Изначально они разучивали свои партии в Санкт-Петербурге по высланным им видеоматериалам, а перед премьерой они будут вводиться в спектакль уже на сцене. Исполнитель партии Дезире Павел Михеев является учеником Николая Цискаридзе, который с ним репетировал эту роль перед приездом в Астрахань. Очень талантливая молодая балерина Анастасия Лукина исполнит партию Авроры. Мы очень тепло общаемся с Николаем Максимовичем, который с радушием откликнулся на мою просьбу привлечь для нашей премьеры «Спящей красавицы» танцовщиков Мариинки.

– Кто же будет танцевать главную злодейку балета – женщина или мужчина?

– В разных постановках «Спящей красавицы» фею Карабос танцуют и те и другие, но я решил доверить эту роль женщине, тем более что в конце она у нас преображается и становится доброй феей. После того как с неё спадают злые чары, Карабос с феей Сирени танцуют вариацию. Этот сюжетный ход – ещё одно новшество нашей версии балета. Я пришёл к этому решению не случайно: в первом варианте либретто Петипа, в самом финале, фея Карабос появлялась со всей свитой на свадьбе, чтобы поздравить влюблённых.

– Первоначальная версия Петипа сегодняшнему зрителю наверняка показалась бы архаичной. Как вам удаётся сохранять баланс классического наследия с современными балетными тенденциями и стандартами?

– Все версии «Спящей красавицы», идущие сейчас в ведущих театрах, по моему убеждению, далеки от своего первоисточника – каждый постановщик и исполнитель привносит в спектакль что-то новое. Это неизбежный процесс, ведь с течением времени определённое балетное движение делается по-разному. Сохраняя ряд исторических танцев и классических па-де-де, без которых невозможно представить колорит и прелесть этого спектакля, мы должны учитывать, что хореографическое искусство постоянно развивается и усовершенствуется.

– Какие сказки появятся в большом дивертисменте?

– Разумеется, зрители увидят Голубую птицу и Принцессу Флорину, Кота в сапогах с Кошечкой, Волка и Красную Шапочку, Золушку с Принцем. После того как удастся подтянуть Школу балета, введём в спектакль ребят, и к сказкам присоединятся Людоед и Мальчик-с-пальчик. Репетиторы, приходящие работать в театр, параллельно занимаются подготовкой подрастающего поколения балетных танцовщиков. Это очень важный момент – привлекать учащихся колледжа к постановкам на профессиональной сцене. Планирую в ноябре сделать балетную программу, куда войдёт номер, специально поставленный заслуженной артисткой России Верой Арбузовой, которая недавно провела мастер-классы для студенток балетного отделения колледжа.

– Как вам работалось со своими коллегами по постановочной команде?

– Поскольку это моя не первая совместная работа с дирижёром-постановщиком «Спящей красавицы», художественным руководителем нашего театра Валерием Ворониным и художником-постановщиком Олегом Молчановым, то никаких серьёзных разногласий между нами не возникало. Я знаю, с каким трепетом Валерий Владимирович относится к музыкальному материалу, тем более к такому, как «Спящая красавица». В каких-то моментах мне приходилось прислушиваться к его советам, а когда-то он шёл навстречу моему режиссёрскому мнению. Подобная большая работа не может строиться без взаимопонимания. То же самое происходило и с Олегом Николаевичем, который с удовольствием откликнулся на предложение сделать художественное оформление «Спящей красавицы». Все наши споры оставались в рамках рабочих моментов, что является абсолютно естественным фактором любого коллективного творчества.

– Балет «Спящая красавица» часто называют феерией. Подходит ли под это понятие ваша постановка?

– Мне бы хотелось поговорить об этом после выпуска премьеры. Пока я не увижу на сцене окончательного варианта спектакля, не могу давать ему никаких статусов. Часто создатели новых спектаклей любят в ходе рекламных кампаний употреблять громкие слоганы, нарекая постановки «мировыми премьерами». Часто это бывает необоснованно, поэтому я не хочу раскидываться громкими словами перед тем, как не увижу наш балет вместе со зрителями.

– Сейчас, когда основные постановочные моменты разрешены, основная нагрузка ложится на балетную труппу. Вы довольны тем, как артисты воплощают поставленные перед ними задачи?

– Могу сказать, что это невероятно сложный спектакль, особенно для женской части труппы. Мы столкнулись с некоторыми сложностями, поэтому нам пришлось ежедневно с огромным усердием работать над отдельными партиями. Но я увидел, как в процессе подготовки к «Спящей красавице» артисты прогрессируют. Так как классического репертуара здесь было недостаточно, работать над этой премьерой им было сложнее, чем, например, над «Анной Карениной». Следовать классическим канонам всегда труднее, чем заниматься свободной пластикой. Верю, что мы достойно представим столь ответственную премьеру.

Юрий Викторович, благодарим за беседу и с нетерпением ждём встречи со «Спящей красавицей», которая оживёт на астраханской сцене 27-29 сентября. Спектакль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Екатерина Некрасова