Конец года по театральному календарю – середина сезона. Время отдыха для большинства в театре – самый разгар работы. Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы и балета Валерием Ворониным о подготовке к Новому году и узнал, чем живёт сегодня главный театр региона.
– Валерий Владимирович! Что готовите землякам и гостям города на Новый год?
– В нашем театре новогодние праздники всегда проходят с большим размахом. Этот год не станет исключением. Каждый раз, создавая новогодние сказки, делаем упор на их музыкальную составляющую в соответствии с направленностью нашего театра.
На большой сцене покажем новый спектакль «Мороз Иванович» по мотивам сказки Владимира Одоевского, музыку для которого специально для нашего театра написал композитор Дмитрий Батин. У нас уже был совместный опыт работы с Дмитрием Анатольевичем, мы делали спектакль «Приключения барона Мюнхгаузена», мировая премьера которого состоялась у нас в декабре 2019 года. Дмитрий Батин – прекрасный мелодист, не уходящий в сторону банальной музыки, соблюдающий правильный баланс и создающий современную музыку. Его произведения основаны на традициях классики и хорошо воспринимаются аудиторией.
На малой сцене готовим премьеру для самых маленьких зрителей – детскую оперу «Королевский бутерброд» современного петербуржского композитора Георгия Портнова. Он создал либретто по мотивам «Баллады о королевском бутерброде» Александра Алана Милна «Баллада о королевском бутерброде».
Мы не оставим зрителей без традиционного балета «Щелкунчик», который покажем в конце декабря и начале января. Параллельно с новогодним балетом представим концерт «Голубой огонёк в Опере». Пару лет назад у нас уже была попытка сделать интерактивную программу с погружениями в атмосферу телевизионной студии. А сейчас готовим масштабное шоу, изюминкой которого станет поднятие партера, чтобы зрители оказались внутри действия. В программе будут всеми любимые песни Микаэла Таривердиева, Исаака Дунаевского, Арно Бабаджаняна, Джо Дассена. Конечно, мы не могли оставить гостей без номеров из знаменитых оперетт Штрауса и Кальмана. Это будет настоящий «Голубой огонёк», добрый и ретроспективный, каким его помнят и любят зрители.
Сделав новогодний репертуар столь обширным, мы усложнили себе же задачу: будем менять несколько раз в день декорации, чтобы зрители смотрели на новогодние праздники разные представления.
– Ещё театр готовит нечто необычное и на кремлёвской площадке…
– Третий год мы показываем новогодние представления в Астраханском кремле, поэтому можно говорить о традиции. Центральным событием в череде многочисленных мероприятий проекта «Зимняя сказка» станет наше шоу «Волшебный фонарь» 23 и 24 декабря. Напротив гауптвахты с начала ноября монтируют сцену с катком: в этом году она будет масштабнее, чем в прошлом. Астраханцы и гости города увидят сказочный город, центральным объектом которого станет «магический фонарь» высотой 10 метров, давший название представлению. Зрителям представят многоуровневые трёхмерные проекции и театрализованное зрелище, музыкальной основой для которого станут произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Шнитке, Рыбникова… Подготовку к спектаклю мы начали ещё в феврале.
Каждый раз, выходя в кремль, придумываем что-то новое и неожиданное. Мы значительно увеличили площадь сцены и количество декораций, а экраны перенесли ближе к зрителям. Подиум, где разместится публика, подняли на несколько уровней для лучшего обзора. На площадке вживую будет работать наш хор и солисты. К нам присоединятся колледж культуры и искусств и школа фигурного катания, которые создадут пластический рисунок действа. Зрителей ждут огненное шоу, акробатические номера и запуск огромных шаров.
– Выступление артистов АГТОиБ увидят в новогодние праздники и китайские зрители…
– Балетная труппа театра временно разделится: часть останется на родной сцене для участия в «Щелкунчике», другая поедет на гастроли в Китай с балетом «Лебединое озеро». С 20 декабря по 7 января мы покажем десять спектаклей в Пекине, Шанхае, Тяньцзине и других крупнейших китайских городах. Из-за введения визового режима в КНР мы столкнулись с некоторыми сложностями, но надеемся, что гастроли состоятся и пройдут успешно.
– Театр открыл сезон с мощной премьеры оперы «Иван Сусанин» в кремле. «Русские оперы в Астраханском кремле» продолжатся в будущем году?
– Во многом это зависит от финансирования, мы же всегда готовы популяризировать русское оперное искусство. Проект, запущенный в 2012 году, прошёл несколько стадий становления. После того, как поменялась его первоначальная концепция – создавать спектакли в кремле, что мы успешно делали до 2019 года, думал о закрытии проекта. Разворот сцены и выстраивание самостоятельной площадки вне контекста кремлёвской архитектуры могли лишить спектакль зрелищности и эмоционального эффекта. В этом году на постановке «Ивана Сусанина» нам удалось воссоздать на сцене декорации, вписывающиеся в общий архитектурный ансамбль Соборной площади. Благодаря сложным многоярусным сценическим конструкциям удалось достигнуть изначально заложенного эффекта. Гости города, в первый раз оказавшиеся в Астрахани, приняли установленные на сцене башни и мосты за часть исторических построек кремля.
Столь масштабных оперных фестивалей в нашей стране нет. Видел нечто подобное в Санкт-Петербурге и других городах, где строят сцену в исторических местах, но никто не делает такие сложные сценические конструкции. В этом году у нас была крутящаяся 400-метровая сцена из двух ярусов.
Задумывая «Русские оперы в Астраханском кремле», хотели делать их ежегодными, но так получалось не всегда. Реализация таких проектов невозможна без федеральной поддержки. Поэтому благодарю Президентский фонд культурных инициатив, который в последние два года выделяет нам гранты.
Наш проект знают и позитивно оценивают на высоком уровне, но главное – его любят и каждый год ждут зрители, и не только астраханские. На кремлевские премьеры приезжают из разных регионов. Поставленные нами задачи – популяризация русской музыки и привлечение новых слушателей, особенно молодых, выполнены. Увидеть сейчас в афише оперу «Иван Сусанин» основоположника отечественного оперного искусства Михаила Ивановича Глинки, практически невозможно. В России она идёт только в Мариинском театре. Задумка поставить первую русскую национальную оперу хранилась в моём творческом «портфеле» много лет. Счастлив, что в этом году удалось представить этот музыкальный шедевр в рамках нашего проекта, развитие которого, надеюсь, продолжится.
– Астраханские зрители изменились за последнее время?
– Зрительская культура в Астрахани значительно выросла. К нам стало приходить больше молодёжи. Недавно был на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, и на одном из круглых столов поднимался вопрос о том, что в нашей стране падает процент молодёжи, посещающей учреждения культуры. Коллеги делились идеями по привлечению молодых зрителей. Не услышал ничего нового, ведь в нашем театре такая работа ведётся давно. Привлечь новое поколение, привыкшее к виртуальной реальности, в живой театр сложно, а тем более – удержать. Тем не менее, недавно наблюдал, как на трёхчасовом спектакле «Свадьба Фигаро» было много зрителей, получивших билеты по Пушкинской карте. Здорово, что ребята не ушли после первого акта, а досмотрели достаточно длинный спектакль до конца.
Во время Ночи искусств была осуществлена моя давняя мечта: наш хор и солисты исполнили «Всенощное бдение» Рахманинова – на этом концерте тоже было много молодёжи. Было приятно наблюдать, как подростки, затаив дыхание, слушали столь сложное произведение. Чтобы ни говорили скептики, музыкальный театр имеет огромный арсенал по захвату зрительских сердец. Музыка способна невольно увлечь на эмоциональном уровне даже самого неподготовленного зрителя. Пытаемся сохранять изначально выбранный театром репертуарный путь, не сворачивая с него в угоду конъюнктуре.
– Какие новинки ждут астраханцев?
– В планах на 2024 год постановка балета «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского. Обратиться к этому названию мечтал долгие годы. Есть задумка осуществить постановку оперы «Любовь к трём апельсинам» Сергея Сергеевича Прокофьева. Эта история давно привлекала меня: по всем позициям эта опера очень театральная. Планируем приумножить наш вердиевский репертуар, взявшись за постановку «Аиды». Говорили с Юрием Викторовичем Клевцовым, нашим главным балетмейстером, о балете «Анна Каренина» Родиона Константиновича Щедрина. Все эти названия стоят в ближайших планах театра.
Хотелось бы развивать барочную музыку: этот пласт до последнего времени у нас отсутствовал. Недавно мы дали старт этой теме, пригласив для выступлений столичный камерный ансамбль «Les Moscovites». С появлением в театре клавесина можем развивать это интересное направление. Буквально чудом нам удалось приобрести этот редкий инструмент высокого качества. Благодарю за это правительство и министерство культуры региона за содействие, ведь далеко не каждый театр может похвастаться таким чудесным клавесином.
Бытует мнение, что музыка эпохи барокко предназначена для достаточно узкой аудитории, но хочется её популяризировать. Надеемся в следующем году организовать фестиваль барочной музыки, приглашая работающих в этом жанре исполнителей. У нас есть идея поставить оперу «Дидона и Эней» Генри Пёрселла, композитора раннего английского барокко. Этот важный музыкальный пласт должен присутствовать в Астрахани.
В нашем театре уже есть симфонические концерты, опера, балеты, музыкальные спектакли, детский репертуар. Фестиваль «Дельта-джаз» пока приостановлен, но будем стараться его возобновить.
– Какие спектакли прошлых лет появятся в афише следующего года?
– В 2024 году планировали вспомнить оперу «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза и вернуться к балету «Лебединое озеро». Многие наши солистки ушли в декрет, и этот фактор мы должны учитывать при формировании репертуара. Любое возобновление спектакля требует титанических усилий. Идёт ротация солистов: если говорить о балете, то в труппе произошли большие изменения. Чтобы вводить новых артистов в уже существующую постановку, нужно прерывать работу по текущему репертуару. В любом случае, в феврале и марте у нас будут идти любимые спектакли, которые не шли достаточно давно.
– Где ещё, помимо Китая, планируются гастроли?
– В последний раз по программе «Большие гастроли» театр ездил в Самару в 2021 году. В последнее время эта программа поддерживает в основном небольшие коллективы, а крупный театр вывести достаточно дорого. Обычно на гастроли выезжает 250 человек. Музыкальных театров в России не так уж и много, некоторые из них – как, например, в Саратове – закрыты на реконструкцию. Кроме того, наши спектакли может принять не каждая сцена.
Мы постоянно прорабатываем гастроли в других городах, в частности, с Краснодаром, где мы уже выступали в 2019 году. Возможно, после гастролей в наш город Большого театра Беларуси, нам удастся осуществить ответную поездку в Минск.
– Ну, а пока – впереди новогодние мероприятия, о чём свидетельствуют преображения парка «Театральный»…
– За последние два года наш парк пополнился разнообразными украшениями. Ежегодно украшаем центральное фойе театра. В этом праздничном сезоне новогодние интерьеры будут по мотивам «Мороза Ивановича» и «Голубого огонька в Опере». В Астрахани много учреждений культуры, и мы рады, что многие зрители выбирают наш театр и ходят к нам регулярно. Мы рады им всегда! Приглашаем астраханцев и гостей города, кто у нас ещё не был. Новогодние праздники – лучшее время для знакомства с музыкальным искусством!
Интервью провела Екатерина Некрасова