На минувшей неделе в Доме-музее Кустодиева открылась выставка «Кирилл Кустодиев – художник театра». Она знакомит посетителей с театральным творчеством сына Бориса Кустодиева. AST-NEWS.ru встретился со старшим научным сотрудником филиала Астраханской картинной галереи Властой Ватаман, чтобы узнать подробнее о выставке.
– Власта Петеровна! Работы Кирилла Кустодиева уже были представлены в Астрахани?
– Это вторая персональная выставка произведений Кирилла Кустодиева в нашем городе. Первая выставка, проходившая в 2016 году, называлась «Кирилл, сын Бориса». Тогда мы показали посетителям произведения Кирилла Борисовича, хранящиеся в фондах Астраханской картинной галереи имени Догадина. Это были 25 живописных и графических работ – портреты, жанровые сцены и иллюстрации к произведениям классиков русской литературы Льва Толстого и Максима Горького.
В этом году исполняется 120 лет со дня рождения художника. Новая выставка является своеобразным подарком его потомкам, в частности, его правнуку Михаилу Кустодиеву, окончившему в этом году Санкт-Петербургский государственный университет, а сейчас продолжающему своё образование в магистратуре филологического факультета.
Кирилл Кустодиев стал профессиональным художником во многом благодаря своему великому отцу. В юности он получил немало полезных советов и от самого Бориса Михайловича, и от его друзей – художников Георгия Верейского и Всеволода Воинова. Сохранились их письма мастеру, в которых они делятся своими впечатлениями, оценивают творчество Кирилла, для которого главной в жизни стала работа в театре.
– Почему вы проводите эту выставку совместно с коллегами из Санкт-Петербурга?
– В нашем собрании имеется только одна работа Кирилла Кустодиева, связанная с театром. «Театральный эскиз» создан в 1927 году к спектаклю, название которого пока неизвестно. Мы сейчас пытаемся определить его, проводя консультации с сотрудниками Санкт-Петербургской театральной библиотеки.
Поэтому нынешняя выставка стала совместным творческим проектом с этой библиотекой и Национальным драматическим театром России – знаменитой Александринкой, где Кирилл Борисович проработал 21 год. Именно в этих учреждениях культуры хранятся оригиналы его работ. Мы их нашли, изучили, после чего предложили уважаемым коллегам принять участие в создании юбилейной выставки. Они с удовольствием откликнулись на наше предложение. Сегодня мы рады представить плоды наших совместных усилий.
Наша выставка – это не только дань уважения Кириллу Борисовичу и его отцу, 145-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, но ещё и символический поклон одному из «столпов» русской драматургии, Александру Николаевичу Островскому. Его 200-летие отмечает в 2023 году весь театральный мир. Поэтому из множества работ Кирилла Кустодиева, оформившего около 35 спектаклей, мы выбрали эскизы к произведениям Островского – пьесам «Без вины виноватые», «Поздняя любовь» и «Правда – хорошо, а счастье лучше».
Также на выставке представлены работы художника к спектаклю по пьесе Владимира Соловьева «Великий государь», премьера которого состоялась в 1945 году. История времён Ивана Грозного потребовала от художника досконального изучения костюмов той эпохи. И здесь художник последовал традициям отца, начинавшего свою карьеру с работ на тему древнерусской истории. В некоторых эскизах вполне узнаваемы находки Бориса Кустодиева. Таковы, например, костюмы гонца, сказителей, царского стрельца. В экспозицию вошли эскизы декораций к спектаклям классиков мировой литературы – «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера и «Отелло» Уильяма Шекспира.
– На выставке много фотографий и других любопытных экспонатов…
– Большая часть фотографий получена нами от потомков Кустодиевых, из их семейного архива.
Размышляя над созданием выставки, мы поняли, что не можем демонстрировать одни лишь рисунки, ведь речь идёт о театре. Нам хотелось наполнить экспозицию жизнью, предметами, поэтому родилась идея сшить несколько костюмов. Но из-за скромных размеров выставочного зала создание сценических костюмов в натуральную величину было маловероятно. Куратор выставки обратилась к астраханскому коллекционеру Эльвире Кабиной, и она предоставила нам двух замечательных кукол, а мастерица Галина Николаевна Никульшина дополнила образы, подобрав для них миниатюрные костюмы.
За основу были приняты эскизы Кирилла Борисовича.
Так нашу выставку украсили куклы, изображающие главных героинь пьесы Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше», Мавру Тарасовну и Поликсену Барабошеву, бабушку и внучку, строгую хозяйку богатого дома и влюбленную девушку.
– А почему Кирилл Кустодиев стал именно театральным художником?
– Театр в семье Кустодиевых присутствовал всегда. В детстве Борис Михайлович отлично подражал голосам друзей, в молодости принимал активное участие в «капустниках», сценарии к которым писал, например, Фёдор Сологуб. Кустодиев также был страстным поклонником оперы. Это увлечение впоследствии сблизило мастера с великим русским певцом Федором Шаляпиным. В доме всегда звучала музыка, бывали деятели театра и известные музыканты. Сюда Ирина Кустодиева привела юного Митю Шостаковича, с которым вместе училась. С такими семейными традициями Кириллу Борисовичу было сложно не увлечься театром.
Известно, что еще будучи студентом Академии художеств, Кирилл помогал отцу, с 1916 года прикованному к инвалидному креслу. По его эскизам Кирилл совместно с художниками Окороковым и Кононовым писал декорации к спектаклю «Блоха», ставшему вершиной сценического творчества Кустодиева. Впервые спектакль – пьеса Евгения Замятина по мотивам сказа Николая Лескова – был поставлен в 1924-1925 годах режиссером Алексеем Диким в Московском художественном театре. В 1926 году в Ленинграде в Большом драматическом театре этот спектакль ставил Н.Ф. Монахов.
Как вспоминал сам Кирилл, особенно измучила их завеса (задник), на синем фоне которой были изображены белые горошины снега. Диаметр каждой горошины – всего пять сантиметров. Всего же пришлось «натрафаретить» около 75 тысяч горошин — приходилось ползать на коленях в продолжение пяти дней. Поэтому, окончив Академию художеств, Кирилл уже многое знал и умел как театральный художник. Впервые в феврале 1929 года Кирилл зачислен художником-декоратором в штат Государственного театра драмы (Готедра), бывшего Александринского. А с 1938 года он постоянно работает в этом театре, оформляет спектакли, создает декорации, эскизы костюмов.
Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина (Александрийский) и театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский) стали главными театрами его жизни. Но Кирилл много работал и с другими коллективами. Его первой самостоятельной работой стало оформление оперетты «Наталка Полтавка» в Украинском театре Ленинграда. Он также сотрудничал с мюзик-холлом, со «Свободным театром», московским Малым театром.
– Выставка заинтересует астраханские театры?
– Мы на это очень надеемся, тем более что по времени проведения она совпадает с большим фестивалем «Театральная дельта». На круглом столе, который мы посвящаем 145-летию Бориса Кустодиева, и планируется встреча с представителями общественности и деятелями театра со всей страны, которые приедут на фестиваль в Астрахань. Все они будут иметь возможность узнать о новейших исследованиях художественного наследия Бориса Михайловича и познакомиться с материалами выставки «Кирилл Кустодиев – художник театра».
За 42 года своей плодотворной работы в театрах Ленинграда Кирилл Борисович Кустодиев сделал очень много. Эта небольшая выставка – лишь капля в море эскизов декораций и костюмов. Нашей задачей было сделать так, чтобы и в этой капле отразилась творческая натура художника и весь его жизненный путь. Надеемся, что нам это удалось.
Фото эскизов костюмов и фотографии предоставлены Национальным драматическим театром России (Александринским) и Санкт-Петербургской театральной библиотекой.