Власта Ватаман: Кустодиев – это бренд Астрахани

Имя уроженца нашего города Бориса Кустодиева известно далеко за пределами Астрахани. Выдающийся русский художник внёс неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой культуры. Что знают о нём земляки? Насколько осознают масштаб личности Кустодиева и уровень его дарования? Об этом и многом другом AST-NEWS.ru поговорил с Властой Ватаман, старшим научным сотрудником дома-музея Кустодиева, доцентом, кандидатом философских наук. В её послужном списке на протяжении нескольких лет – руководство единственным в мире кустодиевским музеем, которому в этом году исполняется двадцать лет.

– Власта Петеровна, как случилось, что в Астрахани появился музей Кустодиева?

– Его открыли в международный день музеев 18 мая 2002 года по инициативе Астраханской государственной картинной галереи, носившей тогда имя Бориса Михайловича Кустодиева, и при финансовой поддержке Газпрома, который отремонтировал здание учреждения культуры.

То, что музей возник на родине Бориса Михайловича – закономерность. Астраханцы гордятся своим земляком, даже те, кто не совсем знаком с его творчеством. Каждый образованный человек знает, что Кустодиев – это яркий национальный характер. Он был не только узнаваемым художником, который обрёл в искусстве своё лицо, но и сильным духом человеком. Последние одиннадцать лет своей жизни провёл в инвалидном кресле. Преодолевая невероятные боли, создавал удивительные оптимистичные картины, смотреть на которые – истинное удовольствие. Сила духа, таланта, красоты произведений заслуживает внимания широкой аудитории.

Дом-музей – филиал Астраханской картинной галереи, где за сто с лишним лет сформировались уникальные фонды, включая кустодиевскую коллекцию. За двадцать лет работы музея она существенно расширилась: нам удалось установить тёплые дружеские отношения с потомками художника. Они очень любят музей, дарят и передают на хранение памятные вещи, при необходимости консультируют.

Коллектив музея также сотрудничает с коллегами из Костромы, где Борис Михайлович проводил много времени, построив в 1905 году дом, который он называл «Теремом». Взаимодействуем со специалистами из Русского музея, которые консультируют и дают использовать материалы из своих архивов, в частности – из отдела рукописей.

Первоначально коллекция Кустодиева экспонировалась в залах Астраханской картинной галереи. За век было собрано 206 подлинных работ Бориса Михайловича, выполненных в разных техниках. Преимущественно это графика; есть 23 полотна, скульптура, фарфоровые статуэтки, изготовленные по моделям художника.

У каждой картины в музее своя судьба. С картины «Жатва», которую приобрёл Павел Догадин, началась астраханская кустодиевская коллекция.

IMG_3621.JPG

 «Летний праздник» побывал в Америке на выставке русского искусства. Целый ряд работ, представленных в музее, свидетельствует, что Кустодиев был прекрасным портретистом. Мы стараемся показывать разные грани его творчества.

У нас хранятся документальные материалы и особая гордость – фотофонд, насчитывающий более 400 снимков, которые мы серьёзно исследуем, а некоторые реанимируем при помощи современных технологий. Мы провели 17 фотовыставок, показывая их по всей стране. Последние из них прошли в Иркутске и Донецке.

В нашем музее есть уникальные экспонаты. Например, тетрадь, которую собственноручно сделала Юлия Евстафьевна Кустодиева после смерти мужа. Она вырезала из ленинградских журналов и газет некрологи, статьи, заметки и объявления, соединив эти вырезки в тетради. Там же представлена афиша его посмертной выставки.

IMG_3617.JPG

– В чём выражается самобытность творчества Кустодиева? У него были последователи?

– Кустодиев создал определённый род картины, которую называют не просто жанровой, а картиной-типом, отражающей интересные характеры. Он брал детали, объединял их и создавал общий тип, необходимый для сюжета его произведений. Часто спрашивают, какой город изображён на той или иной картине Кустодиева. Но Борис Михайлович редко воссоздавал конкретные города, за исключением некоторых работ, показывающих определённое место, как на картинах «Вербный торг у Спасских ворот», «Купчихи в Кинешме», «Старая Русса».

Для большинства своих картин он создавал типический город. На картине «Летний праздник», представленной у нас, посетители, особенно волжане, ищут черты своих городов. А на ней изображён некий собирательный город, может, тот, который в своё время писатель Евгений Замятин назвал «город Кустодиев».

IMG_3618.JPG

Я бы не сказала, что у него были прямые последователи: Борис Михайлович, по словам Александра Бенуа, был «певцом купеческого и крестьянского быта», несмотря на всю многогранность творчества. Он знал эти сферы досконально. В этом плане его наследники есть, но очень условные, ведь напрямую заимствовать то, как он подавал свои ключевые темы, было невозможно вследствие утверждения новой идеологии. Были художники, вдохновлявшиеся кустодиевскими мотивами. Среди них я бы выделила обладающего яркой индивидуальностью Аркадия Пластова, который также писал праздники, гуляния, крестьянскую жизнь, но в новом контексте.

– Какое место Кустодиев уделял в своём творчестве родному городу?

– Когда мы занимались реконструкцией нашего музея в 2013 году, то решили развить идею о том, что на всё творчество Кустодиева повлияли два города – Астрахань, где он родился, и Санкт-Петербург, сформировавший его как художника. Есть люди, считающие, что наш город никак не представлен в творческом наследии Бориса Михайловича. Посетители часто спрашивают: сохранились ли работы, где изображена Астрахань? Они говорят – раз мы их не видели, значит, их нет. Я бы не делала таких однозначных выводов; Кустодиев создал достаточно много рисунков и набросков с видами Астрахани. Просто большинство из них раскидано по коллекциям, включая частные.

Например, в Российской национальной библиотеке хранится коллекция знаменитого актёра и режиссера Владимира Гардина, который был другом семьи Кустодиевых и собирал его работы. В ней насчитывается более 700 произведений Бориса Михайловича. На некоторых образцах представлены астраханские сюжеты, например, быт рыбаков. В нашем собрании есть фотографии Астрахани, сделанные Кустодиевым. Он много путешествовал и фотографировал. Спустя годы, оказавшись в инвалидном кресле, он часто использовал эти снимки в работах. Мы нашли целый ряд таких соответствий.

IMG_3664.JPG

К сожалению, самая большая его картина с изображением Астрахани пропала. Никто не знает, где она. Можно предположить, что в своё время её отправили на выставку, а потом по каким-то причинам не вернули. Чудом её изображение сохранилось на открытке, выпущенной издательством Иосифа Кнебеля. Там мы можем наблюдать, какой Кустодиев видел нашу Астрахань с роскошными шумящими базарами, искрящейся рекой, с силуэтом кремля.

В музее художника Исаака Бродского в Петербурге сохранилась работа «Мост. Астрахань», написанная в 1918 году. Там изображён чудесный городской пейзаж, который мы пытались опознать по старым фотографиям, но пока этого не удалось сделать.

Большая часть специалистов считает, что Астрахань повлияла на Бориса Михайловича в плане ярких красок и, несмотря ни на что, оптимистичного настроения. Этих красок лишена лишь малая часть его работ. Например, хранящаяся у нас картина «Петроград в 1920 году», на которой описано суровое время для бывшей столицы Российской империи. На ней также можно увидеть все признаки того, что было и во время блокады Ленинграда: очереди за хлебом, инвалиды войны, покосившиеся заборы, разбираемые для растопки печей. Борис Михайлович пережил всё это со своей семьёй в послереволюционном Петрограде.

IMG_3613.JPG

– Как известно, в усадьбе, где расположен музей, семья художника не жила. Рядом по улице Свердлова находится дом, на котором висит табличка с надписью, что там проживали Кустодиевы. Так ли это?

– Эта табличка лишь обозначает место, где они могли проживать. Во дворе этого дома стоял флигель, сгоревший в 1900 году, где действительно жила семья Кустодиевых. Они были бедными людьми, никогда не имевшими собственного жилья. Есть информация, что в своё время они даже жили при церкви Рождества Богородицы. В сохранившемся письме матушки художника Екатерины Прохоровны есть строки, в которых она со слезами пишет своему сыну о том, что вместе с домом сгорел его единственный выходной костюм и ранние эскизы.

IMG_8396.JPG

Глава семьи Михаил Лукич Кустодиев скончался в возрасте 37 лет от горловой чахотки, когда Борису было полтора года. Двадцатипятилетняя вдова осталась с тремя детьми на руках в ожидании четвёртого. Ей полагалась пенсия всего в пятьдесят рублей.

Борис Михайлович уехал из Астрахани в восемнадцать лет. Первоначально поступал в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества. Но по ряду причин у него там не приняли документы. Тогда он отправился в Санкт-Петербург, где успешно поступил в Высшую художественную школу при Академии художеств. Учился он там достаточно долго, с 1896 по 1903 год. Закончил её блестяще с золотой медалью, получив право на пенсионерскую поездку за границу, благодаря чему в 1904 году посетил Францию и Испанию.

– В течение года в вашем музее шёл спектакль театра «Периферия», посвящённый жене художника. Расскажите о ней подробнее.

– С «Периферией» у нас получилась интересная история. Проводя в нашем музее семинар для молодых драматургов, мы постарались убедить их, что личности Бориса Михайловича и его жены Юлии Евстафьевны достойны описания. Вдохновившись этой темой, астраханка Анна Кочергина написала моноспектакль от лица жены художника. Это удивительный рассказ о судьбе женщины, которая ещё в ранней юности поняла, что живёт с гением. Всю жизнь она заботилась о своём великом муже и вдохновляла его.

IMG_0648.JPG

У нас проходила выставка «Жена, подруга, муза», посвящённая Юлии Евстафьевне. Узнать как можно больше об этой самоотверженной женщине нам помогла Татьяна Кирилловна Кустодиева, внучка художника, с которой мы тесно общались. На момент встречи с Кустодиевым, Юлия Евстафьевна очень увлекалась живописью, что стало важной причиной для их частых встреч. Ей нравилось рисовать, а ему учить её. Спустя три года общения они поженились. Время показало, что он сделал правильный выбор, потому что его жена не оставила его в самые тяжёлые времена.

Когда он был вынужден сесть в инвалидное кресло, предпринимались неоднократные попытки разобраться в его недуге и вылечить. Но, даже перенеся ряд сложных операций, он не поправился. Юлия Евстафьевна, собрав в кулак всю свою волю, не дала Борису Михайловичу пропасть. Именно ей мы обязаны тем, что имеем такого светлого и жизнеутверждающего художника, создавшего большое число своих работ, будучи инвалидом. Именно они прославили его на весь мир.

– Каждый прилетающий в Астрахань ещё в самолёте слышит про Кустодиева, чьё имя носит наш аэропорт. Как  это повлияло на популяризацию творчества художника?

– Почти не повлияло. Некоторые стюардессы ставят неверное ударение в фамилии Бориса Михайловича. По прилёту в воздушную гавань можно предоставлять хотя бы краткую информацию о художнике, что в Астрахани есть музей его имени. Об этом нет информации и в здании аэропорта. Что там только не продают, но нет ни книг, ни открыток, даже магнитов, связанных с творчеством Кустодиева. О нашем музее также нет ни слова. Каждый второй турист, приходящий к нам, говорит, что еле-еле нашёл наш музей, ведь в городе отсутствуют направляющие к нему указатели.

Нет достаточного понимания, что Кустодиев – вечный бренд нашего города, а не готовая исчезнуть вобла или арбуз, которым славятся и другие российские регионы. При всей любви к этим замечательным продуктам, должна преобладать культура не живота, но духа, мысли и сердца. Борис Михайлович – человек исключительно сильного духа. Преодолевая страшные невзгоды, он оставался оптимистом, призывая людей к светлому, яркому, новому. Думаю, что именно на таких примерах нужно воспитывать истинный патриотизм и любовь к Родине.

– Чем сейчас живёт музей?

– В прошлом месяце открылась выставка «Жизнь музея», приуроченная к его двадцатилетию. На ней впервые представлены два альбома дореволюционных фотографий, подаренные правнучкой художника Марией Борисовной Кустодиевой. Это уникальная возможность больше узнать о жизни великого художника и его семьи.

IMG_3633.JPG

 Успешно прошёл круглый стол «Личность в провинции. История. Религия. Культура». Состоялась творческая встреча с редактором журнала филокартистов «ЖУК» Виталием Третьяковым. Сейчас идёт обновление «Мастерской художника», где мы воссоздаем атмосферу, присущую эпохе, в которую жил и творил Кустодиев. Наши сотрудники ведут большую научную и просветительскую работу, способствующую популяризации имени нашего великого земляка и пропаганде его творчества.

Все эти двадцать лет наш музей не просто существует, а живёт, дышит и развивается. Очень надеемся, что у музея большое будущее и радужные перспективы.

Екатерина Некрасова