Актриса Лидия Елисеева – о «Периферии» на театральной карте Астрахани

Театральная жизнь Астрахани всегда была яркой и многообразной - такой её делают личности, расширяющие границы традиционных форм, ищущие новые пути реализации своего творческого потенциала. AST-NEWS.ru встретился с актрисой астраханского драмтеатра и соосновательницей общедоступного театра «Периферия» Лидией Елисеевой.

– Недавно вы получили диплом за лучшую женскую роль. Расскажите об этом подробнее.

– Это был онлайн-фестиваль негосударственных театров «На подмостках», который при поддержке местного минкульта проводит частный саратовский театр «Подмостки». Мы отправили на конкурс запись своего спектакля «Королева красоты» по пьесе Мартина Макдонаха. Кстати, ближайший его показ состоится 5 февраля в 19 часов на сцене Дома актёра.

Мы участвовали в тринадцати театральных фестивалях в России и за рубежом. Главное, на что мы обращаем внимание, прежде чем подать заявку – состав жюри. В саратовском фестивале оценивали работы председатель жюри – режиссер, завкафедрой режиссуры театрального института имени Щукина Андрей Левицкий, режиссер и театральный педагог того же института Юлия Быстрова, петербургский журналист, переводчик, театральный критик Олег Калинка из Санкт-Петербурга, а также заслуженный артист России, актер Московского Губернского театра Владимир Назаров. Поэтому положительная оценка жюри такого профессионального уровня приятна.

Я получила награду за роль Мэг, весьма пожилой женщины. Эта роль дорога мне потому, что моей маме 88 лет, и некоторые черты и манеры своей героини я позаимствовала у неё. Мой папа умер, когда мне было десять лет, и всю свою жизнь мы прожили с мамой вместе. Я понимаю и чувствую тему спектакля «Королева красоты», когда ты одновременно любишь близкого человека и испытываешь тяжесть оттого, что постоянно зависим от его настроений.

Название «Королева красоты» возникло после нашего первого спектакля «Марьино поле», где я играла Прасковью, которой сто лет. Тогда мне это показалось перебором, я не хотела застыть в одном амплуа, что категорически не приемлю. Скучно постоянно играть один и тот же типаж, перенося из роли в роль одни и те же штампы. Всегда приходится искать нюансы, делающие эти персонажи неповторимыми. Это довольно кропотливая работа. 

Не думаю, чтобы несколько лет назад роль Мэг получилась такой объёмной. Как любил нам говорить режиссёр Александр Цодиков, «Для каждой роли необходимо найти свой способ мышления». Вряд ли я тогда могла расшифровать характер моей героини. С возрастом, анализируя взаимоотношения с мамой, наблюдая за ней, получила эту роль, как подарок. Когда мама увидела в записи «Королеву красоты», то сказала, что из меня получилась смешная бабка-эгоистка. Она, как и мои коллеги, кто видел этот спектакль, поначалу меня не узнала. Выдал только тембр голоса!

– Что для вас важно в раскрытии образов, кроме внешнего перевоплощения?

– Освоить авторский текст. У хороших драматургов и переводчиков всё досконально продумано в построении фраз. Люди различных профессий, возрастов, социальных пластов и национальностей строят фразы определённым, только им присущим образом. Разучивая текст, иногда хочется подмять его, сделать так, как сказала бы я. Но стоит начать говорить так, как предложил автор, то находится необходимый ключ к разгадке шифра воплощаемого образа.

– Как совмещаете работу в двух театрах? И кто он, зритель «Периферии»?

– Мы работаем на два театра в параллельном, но едином процессе. В «Периферии» стараемся показывать по три спектакля в месяц, возросла и занятость в драмтеатре. В нашем частном театре нет распространителей билетов, к нам приходят по рекомендациям знакомых, по «сарафанному радио». Зрители «Периферии» не делятся по возрасту и социальному положению: главное, чтобы человек нашёл у нас для себя что-то важное, а может, даже необходимое.

Зал Дома актёра небольшой, иногда он не может вместить всех желающих, поэтому мы всегда просим зрителей бронировать и выкупать билеты на Кассир.ру. Кстати, сейчас они доступны молодёжи бесплатно по «Пушкинской карте».

– Чем порадуете зрителей в ближайшее время?

– 25 февраля покажем восстановленный спектакль «Русская смерть», который давно не играли. Его премьера состоялась осенью 2016 года, а в 2017 он был показан на фестивале Екатеринбурге, где я получила диплом за лучшую женскую роль. Спектакль поставлен по пьесе молодого драматурга Ирины Васьковской, ученицы Николая Коляды. Это востребованный автор: её пьесы ставят во многих российских театрах, в том числе московском «Современнике», а также в Польше. Васьковская – любимый современный драматург режиссёра Александра Беляева. Он готов поставить в «Периферии» все её пьесы! Так, в нашем репертуаре был спектакль «Девушки в любви» по произведению Ирины.

Мы возобновили посиделки на «Периферии» каждый третий понедельник месяца, где читаются пьесы современных авторов – там царит атмосфера свободного творчества. 21 февраля в 19 часов читку готовит молодая актриса драмтеатра Полина Курбатова. Все, кто придут к нам в тот вечер, смогут познакомиться с пьесой, которую она выбрала, и принять участие в обсуждении: их итоги предугадать невозможно.
Сейчас продолжается грантовый театральный проект «Периферии» «Мы – наследники великого прошлого», проходящий в трёх астраханских музеях. Он оказался востребованным. Спектакли проходят бесплатно по предварительной записи. Так, 5 февраля в 16 часов в Доме-музее Кустодиева состоится показ иммерсивного спектакля «И мглой волнистую покрыты небеса» в постановке Александра Беляева по пьесе астраханки Анны Кочергиной. В основе спектакля – переписка Бориса Кустодиева со своей женой Юлией Евстафьевной Кустодиевой (Прошинской).

– Как складывается судьба лаборатории современной драматургии «Жара», проекта «Периферии»? Планируется ли в этом году её возобновление?

– Мы проводили лаборатории в 2017-2018 годах на собственные средства, на 2019 год выиграли субсидию министерства культуры и туризма Астраханской области. По понятным причинам в 2020 году продолжить нашу деятельность в этом направлении мы не могли. Но в тот год мы провели фестиваль «Новое дыхание». Тогда в составе жюри вошли худруки трёх астраханских театров Сергей Тараскин, Александр Огарёв и Сергей Балыков – люди, помогающие молодым актёрам реализовать себя на большой сцене. Одну из самостоятельных актёрских работ, созданную по произведениям Хармса, включили в репертуар ТЮЗа. Лию Альмяшеву, показавшую самостоятельную работу, пригласили на роль Екатерины Ивановны в спектакль Александра Огарёва «Братья Карамазовы» на сцене драмтеатра. Молодую актрису «Периферии» Елизавету Смирнову взяли в штат драмтеатра. По итогам это начинание художественные руководители театров поддержали, но пока оно не получило продолжения. Надеюсь, что в будущем году это хорошее дело получит продолжение.

Лаборатория современной драматургии и режиссуры «Жара» с самого начала проходит под руководством театроведа и критика Павла Руднева. Лаборатория – это всегда время удивительных знакомств с творчеством современных драматургов. Одним из таких открытий стала пьеса «Мама мне оторвала руку» молодого и уже известного автора Маши Конторович – Павел Руднев услышал это имя впервые именно в нашей лаборатории. Многие наши спектакли начинались с читок.

Верим, что в этом году найдём финансирование для проведения очередной лаборатории, которую хотим посвятить театральной критике. На мой взгляд, хвалить или ругать спектакли нужно аргументировано, разбираясь в теме, а не опираться исключительно на свои личные пристрастия.

– Получается, что «Периферия» – театр современной пьесы? 

– Пока мы делаем упор на современную драматургию, но не исключено, что в скором времени обратимся к классике. Мы определили наш театр как территорию свободного творчества. Стараемся идти в выбранном направлении. Мы пытались стать репертуарным театром, но это означает смену направления в выборе материала для постановок. Тогда надо помимо пьес, которые хочется поставить, искать те, на которых мы могли бы зарабатывать. А это значит, что нам бы пришлось делать не всегда то, что хочется и уйти из нашего драмтеатра – времени бы точно не хватило. Поэтому решили не форсировать историю развития «Периферии» и делать только те спектакли, которые невозможно не поставить. 

В прошлом сезоне у нас было только две премьеры – «К Алёше» по текстам поэта Виталия Пуханова и стендап-комедия «Мой блистательный развод». Мы не гонимся за количеством. Пьесы сами находят нас, как и идеи с читками, лабораториями, грантами. Всё как бы происходит само собой, самым естественным образом, нам не приходится сидеть и что-то выдумывать, и нам это нравится.

То же касается и наших актёров. В «Периферию» приходят люди настроенные на работу и поиск. Актёры, сотрудничающие с театром, никогда не останавливаются на своих достижениях. Мы стараемся быть интересными друг другу, потому что равнодушием нельзя воодушевить зрителя. У меня, например, достаточно сценического опыта, но, осваивая новый жанр стендапа в комедии «Мой блистательный развод», во время репетиций пришлось пролить немало слёз и пота, прежде чем достигнуть желаемого результата. Режиссёр спектакля Александр Беляев был требователен к моей работе, пытаясь вывести постановку на должный уровень.

– Вам трудно работать с мужем-режиссёром? Делает поблажки?

– Бывают моменты, когда публика в восторге, а Александр говорит, что спектакль прошёл плохо. На репетициях больше всего замечаний достаётся именно мне. С другими актёрами он более терпелив. Иногда мне кажется, что коллеги мне сочувствуют. Но вообще для Беляева всегда очень важно, чтобы актёр шел на сцену с удовольствием, у него не должно быть страха, что он сделает что-то не так.

Александр всегда поможет «сделать роль», обращая внимание на все нюансы, добиваясь при этом целостности всего спектакля. Он сам досконально продумывает оформление наших спектаклей, придумывает различные приёмы, которые можно применить на небольшой сцене Дома актёра. Декорации и костюмы мы делаем сами. Александр очень любопытный и деятельный человек: для дела даже освоил сварку. Часто полагается на свою интуицию, помогающую ему сделать верный выбор.

– У астраханской публики театр «Периферия» связан именно с площадкой Дома актёра. Вы пытались менять формат своих постановок, показывая их на больших сценах?

– Конечно, мы играли в разных местах, особенно во время фестивалей. Несколько лет назад худрук Астраханского драматического Игорь Лысов, пришёл к нам на спектакль «Русская смерть». Ему у нас понравилось и он захотел перенести этот спектакль на главную сцену драмтеатра, предложил «Периферии» работать на базе астраханской драмы. Но потом понял, что это невозможно, ведь вся концепция общедоступности театра потеряется в пространстве драмтеатра, которое можно назвать академическим.

Сама же конструкция помещения Дома Актера способствует тесному общению актеров со зрителями, которые могут здесь выпить чаю и обсудить спектакль, задать вопросы и даже поспорить.

Актёрская жизнь непростая – не всегда у нас есть возможность играть то, что хочется. Но никогда не надо отчаиваться и опускать руки. Бухтеть и наливаться злостью – дело неблагодарное. Поэтому в 2015 году мы задумали, а после создали «Периферию», спасительную соломинку в профессии для нас, интересный горожанам театральный проект. После стольких успешных премьер, лабораторий, конкурсов, фестивалей наше детище заняло своё место на театральной карте Астрахани, а с ней и всей России. Это радует!

…В «Периферии» нет прим и звезд, потому что статусы и ранги, по мнению «периферийцев», мешают свободе творчества. Нет даже художественного руководителя. Когда мы спросили нашу героиню, так ли это – она ушла и через минуту вернулась с плюшевым котом Басиком, которого её театру подарили близкие друзья. Симпатичный талисман сопровождает их в фестивальных поездах в Белгород, Екатеринбург и по совместительству выступает худруком. На этот пост за суровый вид и серьёзность его назначил Александр Беляев.

Подготовила Екатерина Некрасова