Сначала обратимся к книге Почётного ветерана города ныне покойного Юрия Ивановича Староверова «Об Астрахани и астраханцах». 13 ноября 1976 года автор книги увидел из окна своей квартиры как горит летний театр в парке «Аркадия», тогда носивший имя Карла Маркса. Юрий Иванович выскочил на улицу:
«…Театр горел, как сноп сухого сена … подъезжали пожарные расчёты. Сразу возникли проблемы с тушением … то ли воды не было, то ли её не хватало … пожарные шланги протянули до Кутума и оттуда качали воду…».
Театр сгорел дотла. Виновных не нашли, хотя огласка была, благодаря «вражеским голосам», на весь мир.
На территории парка Карла Маркса все сооружения были деревянные и поэтому удивительно, что пожарные гидранты не работали. Но, оказывается, что ничего удивительного в этом не было. Обратимся к воспоминаниям астраханского художника Николая Рудикова.
В 1969 году Николая Кирилловича пригласили посетить облисполком, где речь пошла о театре «Аркадия», который неожиданно отнесли к старой, отжившей свой век культуре. Главный архитектор Черняев заявил, что театр «Аркадия» был построен на угоду низких вкусов астраханских купцов. Речь в дальнейшем пошла о том, что город должен избавиться от подобной архаики.
За Черняевым выступил полковник пожарного ведомства. Он по-военному предложил сжечь ненужный театр и гарантировал близлежащим постройкам полную безопасность.
Казалось, что всё решено, но выступили двое защитников театра – преподаватель и историк Евгения Шнайдштейн и краевед, патриот города Сергей Котельников. Они четко обозначили, что разговор об уничтожении театра надо рассматривать как преступное деяние.
После этого совещания наступило затишье.
Театр пока оставили в покое.
Но 13 ноября 1976 года театр был сожжён в строгом соответствии с планами, о которых говорилось на собрании в облисполкоме в 1969 году.
В Астрахани много зданий, имеющих культурную и историческую ценность. Надеемся, что они не повторят трагической судьбы театра «Аркадия».