Начало нового года обещает стать неким рубежом, с которого начнется эпоха очередных перемен. Ожидаются они и в городском транспорте. Правда, не исключено, что только весной.
Пассажиры и водители автобусов и "Газелей" пока не знают, что им принесет январь. Палитра ожидательных чувств колеблется От благодушного созерцания: "Хуже уже не будет!" до отчаяния: "Этот маршрут отменят!". Слухи ходят самые разные. То вдруг в одном из телесюжетов прозвучит фраза, что "Газели" на маршрутах №13 и №1 скоро заменят на автобусы. То взволнуется Привокзальная площадь - уже можно сюда заезжать автоперевозчикам? Или еще нельзя? Кому? На каких условиях?
Почему бы народу не прекратить лихорадочно примерять на себя обрывочные кусочки информации и не обратиться к официальным документам? Да потому, что их просто-напросто нет. А время идет. А в мэрии еще по осени пообещали маршрутки постепенно ликвидировать.
Правда, один документ на транспортную тему на днях все же появился. Это извещение администрации города о проведении конкурса автоперевозчиков на шесть маршрутов, опубликованное в городском информационном бюллетене "Плюс четыре" 10 декабря. Представляет ли он интерес для пассажиров? Конечно, если почитать внимательно.
Во-первых, в нем нет ни слова о тех маршрутах, которые были приговорены предыдущими распоряжениями (и уже оплаканы всеми). Те, кто работает на пресловутых 18-20 маршрутах, о предстоящей отмене которых осенью сообщали все СМИ, могут пока расслабиться. Дело коснется тех маршрутов, о которых было известно, что они "останутся без изменения".
Во-вторых, главный смысл перекраивания городской транспортной сети специалистами из московского НИИ автотранспорта в том, чтобы заменить "Газели" на автобусы большей вместимости. Убрать массу юрких машинок - и выпустить менее разворотливые, но более вместительные транспортные средства. Чтобы то же количество пассажиров перевозили, но пробок не создавали. Так вот, в извещении о ближайшем конкурсе говорится, что участие в нем принимают "Газели".
В-третьих, еще можно сравнить количество транспортных средств (ТС), допускаемых до конкурса. И здесь получаем самую грустную новость для пассажиров. Количество маршруток, работающих сегодня, по четырем лотам - маршрутам значительно сократится, по одному останется без изменений (№ 57с, 15 машин) и лишь по одному увеличится (№ 61 с от 12 до 15 машин). На маршруте 14с, где сегодня работает 24 ТС, их по условиям конкурса должно остаться 14, 16с соответственно 12 и 7, 38с - 14 и 12, 62с - 20 и 8.
Отметим, впрочем, что и этот документ не сделает январь роковым месяцем для городских транспортных средств.
Прием заявок на конкурс будет проводиться с 20 декабря по 20 января, а рассмотрение их - до 9 февраля. Так что в зимние морозы и гололедицу будем еще ездить по-старому. Кстати, еще неизвестно, будет ли конкурс-то. Предыдущий полгода назад признан несостоявшимся.
Кстати, в среде маршруточников распространился слух, что власть распорядилась (пока устно!) отменить конкурсы до апреля. Перевозчики полагают, что основанием могло послужить их обращение к мэрии с предложением о введении временного моратория на проведение конкурсов. Но ни у них, ни в областном министерстве промышленности и транспорта официальной информации об отмене объявленного городским управлением транспорта конкурса пока нет.
В региональной ассоциации автотранспортников между тем ждут ответов из управления федеральной антимонопольной
службы, судов, прокуратуры, куда они обратились с жалобами на неправильно, по их мнению, составленные нормативные документы по проведению конкурсов.
Чиновники неоднократно заявляли, что маршруты могут быть ликвидированы только после подведения итогов конкурсов. Нет конкурсов - нет отмены.Так что слухи о сокращении маршрутов с января 2011 года пока беспочвенны.
Есть ли основания у марщруточников для беспокойства? Безусловно. Прежде всего это касается их участия в кон курсах, которые когда-нибудь да состоятся. Главное правило конкурсов: один лот - один маршрут. То есть, если объявлено, что на маршрут должно выйти 15 ТС, то обращающийся на конкурс предприниматель должен иметь их как минимум 15. У одного же владельца обычно бывает 2-5 машин. Объединяться в "бригады" владельцам неинтересно. Объединяют, к примеру, владельцы X и У свои автопарки под эгидой X. И побеждают в конкурсе. А случилось ДТП, виновник которого - водитель владельца У. Кому придется отвечать?
Ольга Борисова,
"Астраханские ведомости" № 48, 17.12.10.