Бессрочное ограничение на доступ к государственной службе тем, кто не проходил воинскую службу без законных оснований для отсрочки или освобождения от нее, не соответствует Основному закону России. Соответствующее постановление огласил Конституционный суд РФ.
Поводом для рассмотрения дела стала жалоба чеченского парламента на поправки, которые были внесены в законодательство в 2013 году. Их действие фактически распространяется как на тех, кто только поступает на госслужбу, так и на действующих чиновников. Вместе с тем, на территории Чеченской Республики на протяжении длительного времени призыв не проводился, а в последующие годы призывалась сравнительно небольшая доля от числа молодых людей, обязанных проходить военную службу.
В постановлении КС указал, что само прохождение военной службы по призыву может обоснованно рассматриваться как особое репутационное требование для госслужащего. Однако оспариваемая норма не устанавливает срок, в течение которого «уклонисты» не могут приниматься на госслужбу. При этом сроки подобных ограничений для правонарушителей в законодательстве прописаны. Например, за административное правонарушение чиновника можно дисквалифицировать максимум на 3 года, по большинству уголовных статей — на 5 лет. Даже в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления человек может претендовать на должность госслужащего в случае снятия или погашения судимости.
В связи с этим КС обязал федерального законодателя внести поправки, которые бы устранили несоответствие нормы конституционным требованиям согласованности, разумности и справедливости, а также соразмерности ограничения прав и свобод.
Также в постановлении КС вступился за так называемых уклонистов поневоле — тех, кто не совершал административного правонарушения, не являясь в военкомат по повестке, или уголовного правонарушения, уклоняясь от службы в армии. Действующая норма позволяет отнести таких людей к тем, кто не проходил службу без уважительной причины, без учета объективных обстоятельств. КС обязал призывные комиссии принимать во внимание весь комплекс причин, по которым гражданин не смог исполнить свой воинский долг. Решения комиссий могут быть обжалованы в судах, которые также обязаны учитывать все обстоятельства.
Но даже в этом решении КС не упоминается о праве гражданина на выбор военной или альтернативной службой, а ведь ст . 59 Конституции об этом конкретно говорит. Это лишний раз доказывает, что по многим параметрам данного закона остаются еще вопросы. Но самое главное, что такое Призывная комиссия, каков её статус? Вот тут самое интересное. Призывная комиссия - юридическое или физическое лицо, что это? Как без решения суда Призывная комиссия (т.е. фактически военком) может вешать на людей «клеймо уклонистов»? А посмотрите статистику, кто сейчас работает в системе военкоматов - нарушители законодательства РФ, бывшие уголовники и т.п. И они будут решать судьбы людей? Сколько осуждено взяточников, вымогателей и мошенников? Фамилии? Да сколько угодно! А лучше задайте этот вопрос астраханскому облвоенкому Матвееву Г.В. Только проблема, сложно будет получить правдивую информацию от него на сей счёт. Так, на заседании областной призывной комиссии 1.10.2014г. в большом зале Администрации губернатора Матвеев в присутствии всех сообщил, что призыв производится в строгом соответствии с законодательством РФ и что все врачи призывных комиссий, принимающие решения в соответствии с ВВЭ, имеют соответствующие сертификаты. Официально заявляю - это не соответствует действительности! Не имеют они сертификатов по ВВЭ и нигде не обучались. Ответы прокуратуры и Росздравнадзора об этом и говорят по результатам проверок! Да и сами военкоматчики это уже подтвердили, показав лишь планы о необходимости обучения врачей ВВЭ. А сертификатов как не было, так и нет. Почему военкомат вводит в заблуждение и пытается протолкнуть в состав призывных комиссий неквалифицированных специалистов, которые потом будут вершить судьбы людей? Ответ прост: грамотному, честному, квалифицированному специалисту непросто попасть на такие должности, а если кто и пробьется то «матерые специалисты» создают им такие условия, что люди просто сбегают, как это было с последним председателем ВВК из УИНа.
Надеемся, что принципиальная позиция сотрудника Управления по взаимодействию с воинскими частями и правоохранительными органами в областной администрации С.Н. Татаркина позволит искоренить ту «заразную болезнь», а мы, конечно, поможем и представим губернатору не фальшь руководства военкомата, а реальную картину. Пора пресечь попытки военкомата ради плана, ради премий и благодарностей загонять в армию больных пацанов и не допустить, чтобы тех, кто «не решил вопрос с военкоматом», а как решают, думаю всем понятно, клеймили «уклонистами», возбуждали уголовные дела на сирот, малоимущих, на детей из неполных семей. Всему должен быть предел. Независимо от возраста, социального положения юноши являются полноправными гражданами РФ, жителями Астрахани, и никакой военкомат не должен лишать их этого права. Крепкие, здоровые парни, не имеющие права на отсрочку должны служить в армии, но больным, немощным там не место!
А.В. Салин, эксперт по правовым вопросам АРО Комитет солдатских матерей, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 43 (603), 7.11.2014 г.