Вот и «коса» к нам вернулась. Смертность в стране превысила рождаемость. Неужели навсегда?
Чтобы лишний раз не нервировать записных патриотов, сразу скажу: рождаемость у нас низкая, но она примерно на уровне развитых стран. Это может хоть как-то согреть. Вот если бы мы догнали по этому показателю некоторые недоразвитые территории (или даже развивающиеся страны), ситуация была бы не такая плачевная. Выбор этот – между плохим и очень плохим.

А ещё лучше, конечно, если бы победили окаянную смертность и увеличили продолжительность жизни астраханцев, как и всех россиян. Хотя бы до уровня развитых стран. Но это не получается. Статистика, увы, часто бывает (если не вмешиваются начальники) весьма неприятной. Легко ли сейчас обнародовать факт, что население нашей страны пошло на убыль? То есть у нас сломался простой баланс замещения поколений. Напомню: чтоб этот уровень соблюдался, надо чтобы сто женщин страны родили не менее 210 детей. Теперь надо заполонить страну иноземцами, у которых с рождаемостью всё в полном порядке. Но тогда деревни и сёла могут превратиться в аулы и кишлаки. Выход не из лучших. Так что же делать? Да ничего особенного, надо просто честно исполнять бюрократам и чиновникам свои обязанности и законы страны. Законы необходимо перенаправить, и в качестве первоочередного шага – поддержать многодетных. Вот и вся сверхзадача. Денег в казне сейчас с избытком (профицитом) средства на детей можно не жадничать.
Я уже приводил в своих колонках мизерные средства, которые получают родители, например, при рождении первого ребенка – 3165 рублей в месяц. Потом размер, правда, увеличили, но обставили такими условиями, что реальными получателями оказались чуть ли не совсем нищие семьи.
Почему правительство этой правящей партии такое скупое по отношению к детям (новорожденным)? Ведь это даже не простые бедные или какие-то там инвалиды, это же реальное будущее нашей страны. Может быть проблема серьёзнее? Ведь речь идет о выживании нации. Не правильнее было бы сэкономить на других бесполезных многомиллиардных милитаристских затратах? И не только на них. Все знают, о чём речь.

Даже разрекламированный так называемый материнский капитал при рождении второго ребенка сегодня мало помогает семье встать на ноги и обеспечить достойное проживание и обучение (образование) детей. «Капитал» должен быть настоящим капиталом, а не несколькими сотнями тысяч. Размер его как минимум – на отдельную квартиру для многодетной семьи. Если мы, конечно, действительно хотим помочь молодым семьям и поднять рождаемость в стране. А если это обычная пустая болтовня с мизерной пиар-поддержкой, тогда другое дело.

Палки другого конца проблемы – смертность населения. Она напрямую зависит не только от уровня и доступности медицинского обслуживания населения. Благополучие людей, достойная жизнь смогли бы существенно повлиять на сокращение этой самой смертности. Но тут у нас полный тупик, а здравоохранение продолжает «минимизироваться». Обратимся к реальным цифрам прошлого года. В 2017 году продолжительность жизни в России по официальным данным оставила у мужчин 67,5 года, у женщин 77,6 года. Неплохие, казалось бы, показатели. Но в развитых европейских странах, если мы хотим сравнивать себя с передовиками, например, в Германии продолжительность жизни мужчин 79 лет, а женщин 85 лет.

Это у них там, в Европе, у нас же сравнительно благополучные цифры с продолжительностью жизни, конечно, как всегда средние по больнице. Положение в особо цивилизованных центрах, таких как Москва и Петербург, и других мегаполисах, конечно, много лучше чем в «остальной» России. Там с продолжительностью жизни вполне благополучно. Это только подтверждает, как возможности комфортных мегаполисов влияют на общую картину, заметно улучшая средние показатели по стране.

То же самое можно сказать и об успехах здравоохранения. Оно сегодня в целом не отвечает современным требованиям. Речь даже не об ассигнованиях, которые вместо роста… сокращаются. Разговор о выбранных приоритетах. Прочитайте выступления куратора этой важной отрасли – Скворцовой. Одним из главных направлений Минздрава считается борьба с новообразованиями. Другими словами – с онкологическими заболеваниями. Проблема, безусловно, важная и актуальная. Но безжалостная статистика (официальные цифры) говорит, нет, кричит, о другом. Главная причина высокой смертности российского населения – всё-таки от сердечно-сосудистых заболеваний. Причем, именно в среднем работоспособном возрасте. Раковые болезни, как не печально, но уносят в основном людей пожилого возраста. На втором месте – вообще преждевременная гибель от разных непредвиденных обстоятельств (дорожно-транспортные аварии, другие трагедии и т.д.).

Если вы думаете, что в Минздраве не знают о цифрах резко ухудшающих показатели продолжительности жизни в стране, то вы наивны. Просто дело в том, что выбранный когда-то ведомством приоритет невозможно так оперативно скорректировать. И все силы ведомство (слабеющее, увы, из-за недофинансирования) а точнее чиновники от Минздрава продолжают бросать на онкологические проблемы (это важно), но больше людей умирает именно от сердечно-сосудистых болезней. Думайте господа чиновники, за такие ваши зарплаты вы обязаны найти оптимальный выход.
  
Вывод из всего вышенаписанного опять получится какой-то серый и беспросветный. Настоящих денег на реальное повышение рождаемости правительство не выделяет и даже не обещает. Повысить уровень жизни российских семей (хотя бы многодетных) до среднеевропейского тоже никто не планирует. У Минздрава в борьбе со смертностью тоже свои железобетонные приоритеты. Можно при таком положении дел надеяться, что смертность у нас превысила рождаемость случайно и временно?

Николай Василич, журналист
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №1 (807), 2018 г.