Минувший год в России прошёл под знаком учителя, под знаком людей, которые воспитывают подрастающее поколение страны.

Не мне доказывать, что учитель – это одна из самых благородных профессий на земле. Именно на учителя возложена высокая миссия быть проводником знаний в образовательных учебных заведениях. Всё ли делает государственная власть для того, чтобы учителя своевременно получали социальную и экономическую поддержку и помощь, чтобы огни имели достойную заработную плату и достойный уровень жизни? Государственная власть декларирует хорошие намерения. Не правда ли? Только вот что декларируется и что происходит на самом деле, как говорят в Одессе, очень большая разница. И не удивительно, что на обсуждение общественностью предлагается предоставить «Закон об образовании».

Его ещё не приняли в окончательном варианте. Депутаты Государственной Думы намерены не торопиться и обсудить его более детально, чтобы не получилось, как с некоторыми другими законами. Их принимают, обсудив вроде бы во всех деталях, а смотришь: через месяц-другой начинают вносить поправки. Причём, довольно существенные. Что, естественно, не делает чести народным избранникам.

В данный момент законодательство в сфере образования, которое претерпело в последнее время серьёзные изменения, давно не выдерживает никакой критики. Его нормы противоречивы и не отвечают предлагаемым требованиям. Поэтому без кардинального обновления и дальнейшего усовершенствования успешно дела не будут идти.

Одна из проблем современного образования – избыток учителей. Так, во всяком случае, заявил некоторое время назад министр образования России Андрей Фурсенко. По его данным, у нас сейчас 200 тысяч учителей, которым нет работы в школах. Демографический спад сделал, мол, своё чёрное дело. Многим учителям, мол, просто некого учить. По санитарным нормам, заявил министр, допускается в классе 25 учеников, но в некоторых регионах страны есть школы, где в классах занимаются всего по 7-8 человек. В России в 1998 году было 22 миллиона школьников, а в 2009 году их уже насчитывалось всего 13 миллионов. То есть, за последние 10 лет количество учащихся сократилось на 40 процентов, а учителей всего лишь на 20. Поэтому и нужно, по мнению министра, сократить их. А что потом они будут делать – пойдут по миру с протянутой рукой? Сократить, естественно, проще всего. А коль вопрос зашёл о сокращении учителей в стране, тогда нужно ставить на повестку дня и сокращение соответствующих учебных заведений. Во-первых, школ. А, во-вторых, университетов и институтов, в которых готовятся учительские кадры. Ничего не скажешь, хорошенькая перспектива.

В европейских странах в данный момент приходится на одного учителя 13-15 учеников. В Астраханской области десять лет назад было такое же положение. Сейчас 9-10 учеников на одного учителя. Чтобы выйти на соотношение десятилетней давности, стране нужно иметь один миллион учителей, а их один миллион дести. Из этого и исходит Андрей Фурсенко, когда говорит о сокращении. А коль есть тенденция к «перепроизводству» учительских кадров, есть проблема и к их сокращению. Как на эту проблему смотрят у нас в регионе? Министр образования Астраханской области Виталий Гутман рекомендует школам самим регулировать штаты и кадры, не указывая конкретно, сколько и когда увольнять учителей. По данным минобраза области, у нас на одного учителя приходится около 10 учеников. И цифра эта сохраняется уже несколько лет. В сельской местности картина другая. Здесь и 7-8 может быть. А то и меньше. Это заставляет закрывать малокомплектные школы. Только в последнее время закрыли четыре таких школы.

Летом 2009 года прошла международная встреча педагогов. В ней приняли участие представители тридцати двух стран, в том числе и России, которые входят в программу «мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии». Присутствующим на этой встрече предложили провести стандартизированную оценку подготовки подростков пятнадцати лет. Исследования прошли по трём направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественно - научная грамотность. Впереди всех оказалась по всем основным показателям Финляндия. По итогам встречи потом был проведен семинар «Финская система образования. История успеха». Представителей нашей страны не покидало чувство обиды. Потому что всё, о чём говорили финны, так или иначе существовало в России в период подъёма педагогической инициативы: в шестидесятые-семидесятые годы. Именно тогда наблюдалось взаимодействие властных структур всех уровней со школой, учителями и родителями. Сейчас в Финляндии как раз всё построено на доверии и помощи, как когда-то было в нашей стране.

Российские педагоги, естественно, не могли не интересоваться всем, что делают финны для развития образования. Был задан вопрос и о судьбе сельских школ. Услышав такой вопрос, финские учителя не могли понять, о чём идёт речь. Оказалось, что сельские школы – это приоритетное направление финского образования. А о ликвидации сельских школ, как это делается у нас, просто не может быть и речи. Даже самые малокомплектные школы открываются и закрываются только при согласии родителей и муниципальных властей. У нас тоже вроде бы есть закон, согласно которого судьбу малокомплектных школ должен решать сельский сход: закрывать и не закрывать? Но вся беда в том, что никто решения таких сходов у нас не берёт во внимание.

Какое же количество учащихся может быть основанием для закрытия школы в Финляндии? На этот заданный вопрос финские учителя ответили так: количество учащихся не может стать основанием для закрытия школы. А болезни детей, их физические недостатки не могут быть основанием для исключения из школы. Учебники, горячее питание, дорога к школе и обратно – бесплатные. Репетиторство запрещено. Когда директоров финских школ спрашивают о поборах с родителей, они недоумевают. С родителей в Финляндии не берут ни одного евро. Больше всего средств из бюджета вкладывается в детей, обучающихся в школах. Доступность образования в Финляндии – сердцевина образовательной политики. Этим определяется равноправие всех маленьких граждан этого государства.

Как и у нас, в Финляндии зарплата учителей формируется из местного бюджета. Там нет такой проблемы, как дефицит бюджета. А у нас это нередко проявляется и довольно серьёзно. Ну а вдруг в местном бюджете не окажется средств, поинтересовались наши учителя у финских. Мало того, что дефицита у них практически не бывает, в Финляндии определен тот минимум заработной платы учителя, ниже которого зарплат не должна быть. И минимум этот – три тысячи евро в месяц. Нашим бы учителям получать такой минимум. Но об этом нашим учителям приходится только мечтать. Взять, к примеру, Астраханскую область. В 2008 году, после введения с первого января 2007 года новой системы оплаты труда, учителя в Камязякском и Ахтубинском районах, где решено было участвовать в эксперименте, стали получать немного больше, чем раньше. В среднем заработная плата здесь составила 9450 рублей. Это, примерно, 240 евро в месяц. На эти деньги шибко не разгуляешься.

Вот и прошёл год учителя. Изменилось ли что-нибудь к лучшему? Не знаю, как в других регионах, а в нашем, судя по всему, серьёзных изменений не произошло.

Борис Волжский,

"Факт и компромат" № 1, 14.01.11.