Вся правда о казахах в Астрахани
Казахстанское информационное агентство «Медиа-портал CARAVAN.kz» опубликовало материал, повествующий о жизни казахов в Астраханской области, который мы и представляем своим читателям.

Место комфорта в жизни и работе

Астраханская область, согласно статистике, самый казахский регион Российской Федерации: по официальным данным, “наших” здесь примерно 15 процентов населения, но, когда идешь по улицам Астрахани, кажется, что цифры сильно занижены. Даже в магазине сувениров матрешку нам продавала казашка.

– Я замуж однажды в Казахстан ездила. Правда, не прижилась: у нас все как-то проще, а там слишком часто кланяться надо было. Вернулась. Теперь за пределы родины никуда не хочу! – отсчитывая сдачу, призналась женщина.

Не хочет возвращаться и учитель казахского языка Алия Гумарова. Сюда она переехала 25 лет назад по приглашению общества “Жолдастык”, здесь вышла замуж за местного казаха, родила детей. И, по сути, именно в Астрахани женщина сделала успешную карьеру.

– Я работала и диктором на радио и телевидении, и в газетах писала. Сейчас снова веду уроки казахского языка. Приходят учиться ко мне и студенты, и бабушки с дедушками, и работающие люди. Потому что в человеке всегда есть стремление овладеть родным языком. Кроме того, я работаю тамадой, провожу свадьбы по казахским традициям, обряды “тусау кесу” и многие другие, – рассказывает женщина.

Как она признается, желание местных казахов все делать в соответствии с традициями нельзя назвать огромным, но оно есть.

И это правильно – всё же живут люди в России. Своих детей отправляют каждый год к родственникам в Казахстан погостить, но ни один из четверых желания переехать на историческую родину не изъявляет.

Сама же Алия Гумарова всегда рада встретиться с бывшими соотечественниками. Я приехала в Астрахань на Каспийский медиафорум, а она примчалась в зал, где проходило мероприятие, специально чтобы познакомиться с казахстанцами и из первых рук узнать о том, что происходит в стране.

Скриптонит и Назарбаев – как cтолпы нации

– Для астраханцев в Казахстане странны многие вещи. Мы с детства привыкаем жить в русском, я бы даже сказал, многонациональном обществе. Поэтому для нас нормальны смешанные браки. У меня тетя, например, замужем за русским. Мы не делимся тут вообще! Похожая атмосфера в Казахстане, на мой взгляд, в Алматы. У нас очень большой процент обрусения. Я 1973 года рождения и среди моих братьев, друзей и знакомых очень мало кто говорит на казахском языке. И здесь это нормально! Я учил язык целенаправленно, потому что очень хотел сохранить в себе культуру своего народа, – говорит председатель общественной организации по гармонизации межнациональных отношений “Наш общий дом” Расул Муратов.

Он пришел знакомиться с казахами за компанию с Алией Гумаровой.

Как признается мужчина, в области нет проблем с информацией об исторической родине: желающие покупают себе тарелку “Отау ТВ” и живут полностью в казахстанском информационном пространстве.

– Те, кто съездил в Казахстан, по-другому начинают относиться к себе. Потому что там сейчас вопросы национальной идентичности выносят на государственный уровень: патриотические фильмы, телевидение, музыка… Все это откладывается в умах наших казахов. Но, конечно, тут каждому своё. Чаще всего, те, кто едет в Казахстан на короткий срок, возвращаются с горящими глазами, хотят учить язык, думают о переезде. Те же, кто уезжает, например, на месяц, уже немного по-другому относятся, – откровенничает мужчина.

При этом он отмечает, что с каждым годом все чаще и активнее стремится выучить родной язык молодежь.

– У меня сын до недавнего времени вообще не интересовался Казахстаном, но начал слушать Скриптонита, Jah Halib, стал что-то читать о стране, фильмы со мной казахские начал смотреть. Сейчас он Галымжана Молданазара слушает, так ему стало интересно учить казахский язык, чтобы понять, о чем тот поет, – рассказывает Расул Муратов.

Его тезка – студент Астраханского государственного технического университета Расул Даулетов – православный казах. Парень вырос в детском доме и не знает ничего о религиозных предпочтениях родителей. Но все друзья ходили в церковь, отмечали Пасху, вот и он с ними вместе… Но чем старше, тем чаще у него возникало желание хотя бы немного узнать о родной нации.

– Смена Президента, тут же переименование столицы – всё это стало причиной того, что о Казахстане стали говорить чаще. Плюс учеба в университете, куда часто приезжают казахи, в том числе и из РК. И все они удивляются: как так – я казах, но не знаю никаких традиций, не говорю по-казахски. В итоге принял решение, что хотя бы азы знать надо. Сейчас через Интернет учу язык, – рассказывает Расул Даулетов.

Проходящая мимо коллега-казашка задала парню вполне стандартный для Казахстана вопрос-знакомство:

– Руың кім?

– А что это значит? – потерялся он.

Судя по всему, постигать азы родной культуры Расулу предстоит еще очень долго…

Казахи – потомки ногайских ханов

Благо, в Астрахани с доступом к казахской культуре проблем нет. Языковые курсы есть при многих учебных заведениях области, в некоторых селах казахский язык включен в школьную программу. Также по всей области есть филиалы общественной организации “Жолдастык”.

Когда-то здесь царствовала Ногайская Орда. Сейчас ногайцы – это отдельная народность, хотя даже ученые-историки признают, что разницы между казахами и ногайцами гораздо меньше, чем между, к примеру, казахами и кыргызами. В Астрахани же казахи до сих пор немного обижаются на сородичей за отделение от ногайцев.

– Были всегда одним племенем, столица Ногайской Орды – город Сарайчик, на территории Атырауской области расположен. А потом Керей и Жанибек решили отделиться от ногайцев. И когда 550 лет Казахскому ханству отмечали, 16 ханов вспомнили, а нашего Букей-хана нет. Нам, конечно, было немного обидно, но ладно, – говорит врио председателя совета Астраханской региональной общественной организации казахской культуры “Жолдастык” Умерзах Бекмуханов.

Тем не менее именно казахскую культуру продвигает “Жолдастык”, причем пытается возродить такие обряды, о которых редко вспоминают даже на исторической родине.

– Мы обязательно участвуем в таких праздниках, как Наурыз и Көрісу айт, возрождаем традицию жайляу-тоев, чтобы сплотить казахов области и повысить интерес к казахской культуре, вот уже пять лет подряд проводим Жолдастык-той. Все эти мероприятия очень красочные, веселые, – рассказывает Бекмуханов.

Саке-Маке в Казахстане остались

Традиции гостеприимства и радушных застолий – это то, что объединяет всех казахов, где бы они ни жили. Здесь, как и где-нибудь в Шымкенте, любят пышные свадьбы. Правда, что для астраханца – большой той, для шымкентца – тихая семейная посиделка.

– У нас свадьба считается очень пышной, если на нее приглашены 250 гостей. И, что приятно, сейчас даже молодежь на таких свадьбах говорит тосты на казахском языке. Люди вообще стараются все сделать по традициям, – рассказывает Умерзах Кабулович.

– У нас уже лет пять многие казахские свадьбы без алкоголя проходят. У вас тут тоже так? – задаю вопрос я.

– Не-е-ет, до нас эта мода не дошла. И, наверное, не приживется. У нас много кто не пьет в последнее время, но на свадьбе обязательно ставят алкоголь, как иначе, – смеется Бекмуханов.

Есть и еще одна особенность, которую астраханские казахи взяли от русских и которой сильно гордятся: никаких Саке-Маке.

– Как-то поехал я к брату в Алматы в гости, там – как обычно: застолья, гостей куча. И вот одна из гостей вышла позвонить, вернулась радостная, говорит: “Вопрос решен!”. Она, оказывается, там каким-то министром была и меня по телефону на работу устроила уже. Брат очень обиделся, что я отказался. Но нам на самом деле здесь, в России, работать проще.

Можно прямо все высказать, русские не будут обижаться. К тому же нет у нас тут привычки с родственниками работать.

В работе разные моменты случаются, начнешь ты его ругать, а он тебе: “Ты что, брат-сват…”. Поэтому проще нам родственников к себе на работу не брать, каждый чтобы сам успеха добивался, – говорит Умерзах Бекмуханов.

Не прижился в Астрахани и популярный в Атырау фишбармак.

– Раньше, когда рыбы много в Волге было, готовили иногда такое. Но это баловство. Настоящий беш – из мяса, с казы и шужуком, это вам любой казах скажет!

Мясо астраханские казахи покупают, как и у нас, впрок, целыми тушами. И обходится местная конина дешевле, чем казахстанская: здесь коня можно купить за 40 тысяч рублей, что составляет менее 250 тысяч тенге.

Анна Величко, Нур-Султан – Астрахань