Зачем Энгельс поправил Маркса? И при чём тут падение доходов астраханцев, как и россиян, при «росте» экономики
Никто сегодня не может утверждать, почему Фридрих Энгельс на склоне лет поправил основоположника научного коммунизма и политической экономики и своего друга – Карла Маркса. Речь о том, что Маркс утверждал: при капитализме «пролетариат ждет абсолютное и относительное обнищание». Фридрих Энгельс подкорректировал своего соратника, заявив, что относительно «абсолютного обнищания» основоположник сильно погорячился.

В полемику великих людей встревать сложно. Да и могли они предвидеть как можно «усовершенствовать» тот их немецкий капитализм в другой отдельно взятой стране? В частности, «подправить» рыночные отношения с условно защищенной частной собственностью.

Все выпукло и понятно, если внимательно посмотреть на современную рыночную ситуацию на уровне умной домохозяйки. Попробуем? Начав любое, средних объемов дело, астраханскому предпринимателю надо нанять себе помощников (работников). Без этого никак. Чтобы к нему пошли умные и толковые специалисты, необходимо предложить им достойную зарплату. Во всяком случае, не меньшую чем у его конкурентов. А лучше – увеличенную. У соседей-конкурентов тут же возникает проблема и мотивация – сохранить квалифицированные кадры у себя. Но как? Все так же, повышая зарплату и (или) одновременно внедряя новейшие технологии, всякие инновации, которые позволяют повысить производительность труда и качество выпускаемой продукции. Но опять же, использование передовых технологии и новейшей техники невозможно без высококвалифицированной рабочей силы. Эта сила требует более высокой заработной платы. То есть, в свободной рыночной системе начинает главенствовать схема взаимосвязи – конкуренция способствует росту зарплаты, а увеличение зарплат повышает спрос на новейшую технологию. Внедрение передовой технологии требует повышение заработной платы. Одно зависит от другого. Вот это и есть простой механизм (часть системы) свободного рынка. Другого человечество пока не изобрело.
Могли предположить основоположники научного коммунизма и политэкономии, как современные приверженцы капитализма – российские чиновники, могут усовершенствовать те их рыночные отношения, да и сам капитализм? Капитализм они превратили в черт знает во что. А рыночные отношения – в личные комфортно-откатные связи.
Так что настоящие рыночные отношения, повторяюсь, сложный, тонкий и трудный, но пока единственно прижившийся в мире механизм хозяйствования современного общества. Такой рынок выталкивает на обочину бездельников, бракоделов и прочих захребетников. А также тех, кто рыночные отношения подменяет коррупционными, административными и силовыми суррогатами. Настоящий рынок трудно обмануть. Нашим же чиновникам больше по душе коррупционно-административный рынок. И они быстро «усовершенствовали» тот капиталистический.Вот, например, что случится, если вы освободите любого астраханского предпринимателя от конкуренции? Да он спит и видит, чтобы разорились, исчезли все эти досаждающие соперники по бизнесу. Не дают они ему покоя (что и есть главный стимул рынка). Обеспечьте такому бизнесмену государственный заказ и привет конкуренции, инвестициям и всему рынку. Причём не важно, под каким высоким предлогом вы обеспечили этому предпринимателю спокойную безбедную жизнь – заботой о «стабильности и надёжности», «сохранности инвестиций». Вы уже похоронили любую мотивацию к какому-нибудь развитию этого производства. Для начальника такого предприятия (владельца) все затраты на работников становятся прямой «обузой», издержками производства, которые необходимо сокращать (по Марксу). Вот он и сокращает, начиная с зарплаты наёмных специалистов. И упрекнуть его не в чем, он «заботится о предприятии», зачем ему думать о повышении производительности труда, внедрении новейших технологий, если бюджет и так купит все, что он изготовит. Ни больше, ни меньше.

Но есть в этой особой системе рыночных отношений и «плюсы». Например, предприятие на госзаказе (которых все больше и больше) может легко потребовать для себя не только стабильные «инвестиции», но и различные налоговые льготы. И как государству отказать, если на заводах и фабриках работают не двести сотрудников, а двести тысяч? Или предприятие вообще градообразующее. Это уже грозит социальной напряженностью. Вот так мы потихоньку возвращаемся в социализм. Формально, конечно, нет, реально – сами видите, как работают рыночные отношения, которых по большому счету просто нет.

Мог ли Карл Маркс предвидеть, что его капитализм так «модернизируют»? Конечно, нет, при всей своей гениальности. Российские чиновники оказались прозорливее и находчивее, потому что у них для этого есть свой особый стимул. Какой? Простой. Свободный рынок не терпит административного вмешательства, так называемого ручного управления. А зачем чиновникам такой рынок, если им нельзя «поуправлять» и особенно «поучаствовать»? Вот и ответ на важнейший вопрос, почему наметился рост ВВП и «рост» экономики, а доходы населения вес падают и падают.

Зря беспокоился о репутации своего великого друга Фридрих Энгельс. Маркс оказался прав, предполагая, что появится разновидность дикого капитализма, который приведет именно к «абсолютному обнищанию пролетариата».

Но современные российские менеджеры – капиталисты, мне кажется, вообще ничего не читают. А тем более труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Там же о премудростях распила и откатов вообще ничего не написано.

Николай Василич, журналист
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №13 (819), 2019 г.