Закончить АГТУ и стать безработным
Хотя чтобы стать безработным, можно закончить любой другой астраханский вуз: АГУ, АИСУ или АГМУ. Почему? В этом решил разобраться «Факт и компромат».

В этом году в нашем регионе закончили 11 классов 3528 человек. Цифра солидная. Куда теперь уведёт их путь-дорожка? Многие намерены покинуть родную Астрахань и податься в Первопрестольную, в Москву- матушку.

Есть и такие, кого тянет в столичный город на Неве, в Санкт-Петербург. А вот в другие большие города охотников мало. Почему? Москва и Санкт-Петербург всегда тянули молодежь. Тянут и сейчас. Говорят, там больше возможностей. Даже если не поступишь, тем легче найти работу.

Все ли, отправляясь за тридевять земель, просчитывают последствия? Что их ждёт в большом незнакомом городе? В городе, который, в общем-то, их не ждет. Ведь там «понаехавших» и без них хватает. Так что лучше пробовать силы в родной Астрахани. Особенно тем, кто прошел ЭГЭ с низкими балами. В астраханских учебных заведениях обучение ни чуть не хуже, чем в столичных.

Проведённые недавно опросы показали, что подавляющее большинство выпускников намерено поступать в вузы: более 90 процентов. 75 процентов из них мечтают о высших учебных заведениях в больших городах. И почти половина – о столичных вузах. В том числе и те, кто окончил школу в сельской местности. К сожалению, потом немногие возвращаются в родные пенаты. А если быть точным, только каждый четвёртый. Такое обстоятельство, как считают аналитики, может привести только к одному – к обезлюдиванию.

Согласно последней переписи населения, за последние годы почти полностью обезлюдили 19 тысяч сельских населенных пунктов. И это не удивительно. Молодёжь разъехалась, остались лишь те, кто не может воспроизводить местное население. В основном, пожилые. Правда, иногда остаются в сельской местности ребята, которые неудовлетворительно учились и поступили после девятого класса в профессионально-технические училища.

В нашей области некоторые села тоже обезлюдили. В них совсем мало молодежи. Всё лежит на плечах старшего поколения. Благодаря им сёла ещё держатся.

Что же нужно сделать, чтобы подростки делали ставку не только на вуз, но и на колледж и профтехучилище? А всё очень просто – уже во время учебы необходимо «натаскивать» ребят на будущую профессию, как это делалось раньше и, в первую очередь, на профессии, которые нужны на селе: водителей, трактористов, слесарей, токарей…

Такой опыт сейчас есть в Приволжском районе. Местные школьники проходят практику в механических мастерских. Здесь они учатся ремонтировать технику и управлять ей. Потому в этом районе нет нехватки в механизаторских кадрах. Вот почему важно уже во время учебы в школе правильно выбрать будущую профессию, чтобы потом не оказаться «лишним». А «лишним» в данный момент у нас в стране являются экономисты, юристы и некоторые другие специалисты гуманитарного профиля. Это ещё раз подтверждает недавнее решение министерства финансов страны. Оно предоставило правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных средств документ, суть которого сводится к сокращению федеральных расходов на содержание госучреждений в здравоохранении, культуре, образовании, разрешив при этом оказывать платные услуги. И вот уже в виде эксперимента по оптимизации деятельности в стране стали укрупнять школы, вузы, больницы, поликлиники. Эта инициатива коснулась и наш регион. Вспомним, сколько шума было по укрупнению и учреждений здравоохранения школ в наримановском и некоторых других районах. Да и областной центр не обошло стороной это «министерское поветрие». Выходит, что нам не нужны учителя и медики. И это, когда в некоторых селах нет даже обычных фельдшерских пунктов, а в сельских школах не хватает учителей-предметников. Вот к чему могут приводить необдуманные решения подготовки кадров.

Вот и получается, что в городах «перепроизводство» некоторых специалистов, а в сельской местности задыхаются без этих специалистов. А кое-где даже избавляются от них под самыми благовидными предлогами оптимизации и укрупнения. Оказывается, все наши беды от того, что в России, мол, количество специалистов в образовании и медицине «превышает значительно» аналогичные показатели стран, входящих в организацию экономического сотрудничества и развития. Аналитики считают, что эти данные взяты минфином «с потолка». И вот тому доказательства. В Германии, например, на 1000 человек приходится 4 врача, во Франции – 3,3, в Великобритании – 2,8. В России в данный момент всего 2, 5 врача на те же самые 1000 человек. Что касается образования, то тут, по данным на 2014 год, в высокоразвитых странах с уровнем ВВП выше 30 тысяч долларов на человека в год, на одного учителя приходится от 12 до 15 учащихся. В России этот показатель равен 20.

Такова статистика. А статистика, как известно, наука точная. Не в пример минфину и астраханским чиновникам от образования.

Борис Стрелецкий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 28 (687)