Жестьгородок. Об астраханском рынке – без прикрас
Можно сколько угодно долго говорить о необходимости наведения порядка в разных сферах и во всех сферах сразу, но когда на виду у всех происходит беззаконие и бардак, то желание наводить порядок, делать какие-то там улучшения - отпадает начисто.

Представьте, что есть добропорядочный законопослушный гражданин, он не даёт взяток, ведет свой небольшой бизнес, платит большие налоги, не досыпает, не доедает, посвящает своему делу всю свою жизнь, но у него перманентные потери из-за соседства с недобропорядочными гражданами, которые налоги не платят, торгуют рядом с его магазином в свое удовольствие и получают хорошую прибыль. О чем это все я? Да о рынке «Жилгородок», где устроились торговцы «под чёрным флагом».
Сразу уже можно приготовиться к тому, что меня обвинят в том, что я воюю с бабушками, что они бедные и несчастные, их даже полиция не трогает, а я вот накинулся.
Так вот, полиция их не трогает по одной нехитрой причине: она их просто не замечает. Быть может, они сидят в плащах-невидимках или скрываются при виде полицейских? Нет, сидят и стоят, курят да торгуют. Оборот одной такой бабушки от полутора тысяч рублей в день. Я специально прошелся по рядам, посмотрел на их товар, элементарно посчитал стоимость тех же молочных продуктов на прилавке, в которых разбираюсь. Если на столе товара на две тысячи рублей, а помимо этого еще в пакетах неизвестно сколько под столом, то возникает резонный вопрос: покупают ли всё это? Покупают и делают это с превеликим удовольствием, ну а то, что молоко и молочные продукты не проходят обязательной проверки, так то не беда! Оно же сельское, а значит качественное.

Однако, я вам расскажу про качество: если ферма официальная, то там не только проходит регулярные проверки продукция, но и скотина находится под присмотром. Фермы же, что работают «под черным флагом», за скотиной не следят, и она предоставлена сама себе. Корова же - животное простое: если увидит помойку, то мимо никак не пройдет, ибо там что-то белеет и шелестит. Жрут такие коровы, что им понравится, а это и трава вдоль дорог, вдоль трасс. Представьте, что у них в животах после этого и какое содержание вредных веществ в молоке и твороге. А творог и масло делают в специальных устройствах. Не буду сейчас рассказывать про то, в каких условиях содержится оборудование на «черных» фермах. Грязь, антисанитария, а потом всё это оказывается в желудках астраханцев. И вот уже сотрудник не идет на работу, а идет на больничный на недельку до второго с отравлением пищевым. Это к вопросу о вреде «чернофлажной» экономики.

Там же целый ворох проблем произрастает из этого вот желания не трогать бабушек. Они же бабушки. С доходом в 50 тысяч рублей чистыми. Хм, так быть может мне самому переодеться бабушкой и начать приторговывать в Жилгородке с прилавочка? Как бы не так! Не пустят за километр, а если и пробьюсь, то в течение двадцати минут меня увидит полиция и для начала оштрафует за незаконную торговлю, а после отвезет для проверки документов на три часа. После этого желания торговать у меня пропадет начисто. Но это для меня. А тем, кто там постоянно, вот тем там очень хорошо и вольготно. От ста рублей за место в день, в зависимости от места расположения, и вот уже бабушки становятся незаметными. Здорово, правда? Вроде мелочь, а со всей грядки набегает порядком. К тому же сбор по сотне с бабушкиного носа - это всего лишь один из источников, но сейчас не об этом.

Получается, что бабушки и незаконная торговля день за днем развращают чиновников взятками, но мы и без того платим налоги для зарплат чиновникам. И вот стоит магазин, в нем честный предприниматель не дополучает по несколько тысяч в день, а ведь эти деньги он наверняка потратил бы на развитие бизнеса, на создание рабочих мест! Но он лезет из шкуры вон, а не получается работать, когда под боком целые гроздья из незаконных торговцев.

И всё это на виду, люди начинают считать, что это нормально. Но так давайте устроим караван-сарай и пусть каждый торгует тем, чем хочет!

Ян Карагадаев, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат»