Видный местный политолог Васильев поучает уже правительство Медведева, Януковича и «Евромайдан».
Читатели «Волги» должны благодарить еженедельник «Факт и компромат»: после двойной критики автора А. Васильева, он стал несколько требовательнее к написанию своих обозрений – меньше словоблудия, грамотней изложение мыслей, поубавилось количество жаргонных словечек. В некоторых местах появляется даже смысл. Но вот смешное желание поучать в местном издании российских и мировых лидеров – непоколебимо. Ну не может без этого Саша, не получается без словесной политдиареи. Так и летят оплеухи Васильева по сторонам света.
Недавно всё-таки прочитал до конца его свежевыструганное изделие. Чтобы не быть голословным, как всегда, обратился к примерам. Два огромных абзаца Васильев посвящает теме на злобу дня. Он пишет: «Правительство приступает к непопулярным мерам, поскольку со стагнацией надо что-то делать». Всё правильно, давно пора что-то делать. Так что же конкретно предпринимается правительством, какие меры запланированы на завтра, на квартал, на конец года? Умение донести до простого читателя смысл происходящего доступным языком – и есть задача умного политолога. Какие же действия он увидел? Нет ничего. Ни в этом, не в следующем абзаце, одни выцветшие газетные штампы, наименования общеизвестных проблем.
«Есть проблемы в банковской сфере - это первый звонок, - пишет Васильев, - а если проблемы начинаются в металлургии - это уже третий звонок. Второй звонок - когда розничный товарооборот, и особенно сектор услуг, уже какой месяц растет медленнее темпов инфляции - это наши сверхкомпетентные министры давно прозевали». Вы из прочитанного хоть что-то поняли? Что эти «сверхкомпетентные» министры уже прозевали? Причём тут звонки, и почему после первого идет сразу третий? Какая прямопричинная связь между металлургией, в «которой проблемы», и сектором услуг, «который уже какой месяц растет медленнее инфляции», и первым звонком? Не поняли? А не получится, больше ничего и нет. Дальше Васильев как всегда делает политологическое «открытие», глубокомысленно подводя итоги о ничего не сказанном. «Как всегда, расплачиваться за управленческие ошибки в экономике придется гражданам – пояса затягивать предстоит именно нам».
Если постоянно разгадывать эпистолярные пазлы политолога Васильева, может, простите меня, поехать крыша. Чтобы добраться до того, что хочет, но не может сказать этот автор, надо иметь немалую силу воли. Но отыскав, наконец, в дебрях политологической колонки как голословный, так и банальный вывод о причинах тяжелой экономической ситуации, прекращаешь чтение. Всё, точка. Честное слово, от таких усилий – забудешь даже то, что хорошо знал. Вот Васильев вдруг делает новое сенсационное заявление: «Спасение российской экономики надо срочно начинать с … госслужбы и госсектора». О как! А куда подевались первый, третий и второй звонки, товарооборот с сектором услуг и другие вышеназванные политологом причины стагнации, накрывшие российскую экономику? Госслужба, конечно, имеет отношение к экономике, как хорошая дорога к заглохшей автомашине. А госсектор к чему?
Пока у меня в голове что-нибудь как у Васильева сильно не зазвенело, коротко поговорим об очевидных причинах спада нашей экономики, на уровне простого советского инженера.
То, что в нашей по–прежнему полусоветской экономике мало что происходит, видно невооруженным глазом. В том числе, конечно же, и «сверхавторитетным» министрам, по чьей вине это и происходит. Сокращение инвестиций в промышленность, во всю экономику уже достигло опасного уровня. Продолжается ускоренное бегство российского капитала за рубеж. Откуда возьмется рост? Кроме этих, не считая крайне неэффективную работу правительства, есть ещё другие – коррупция и зависимые суды. Вот тормоза, которые, как мы убедились, могут остановить даже примитивную сырьевую экономику. Так что же делать? Можно ждать. Да, именно, ничего не предпринимать и дожидаться, пока мировая экономика (особенно американская и западно-европейская) начнёт устойчиво расти, что потянет за собой рост спроса на российское сырье и энергоносители. Вот тогда и произойдет долгожданное оживление и нашей архаичной, неэффективной экономики. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что наполнится бюджет и сохранятся хотя бы мизерные социальные обязательства. Плохо, что старая автомашина тронется в новый путь со старым буксиром поразбитым порогам ипо прежней колее.
Уже студенту понятно, что антикризисная программа может заработать только со снятыми тормозами. А они те же - коррупция и зависимые суды, которые в свою очередь, напрямую связаны с самой главной - политической конкуренцией. И с этим у нас особенно большие трудности.
А какие необходимы усилия, чтобы хотя бы приостановить опасное сегодняшнее падение? Придётся идти на рост дефицита бюджета, чтобы увеличить вливание денег в экономику, смягчив её кризисное состояние? Да. Другого пути не бывает. Неужели об этом не ведает политолог Васильев? Если знал бы, то обязательно бы рассказал читателям и о том, что ещё усугубляет ситуацию в экономике нашей страны. А точнее - кто.
Как ни странно, это те самые управленцы - экономисты со своими «блестящими» управленческими решениями, похожими на детскую чехарду. Например, не так давно промышленников буквально взбудоражила обнадеживающая новость о замораживании тарифов российских энергетических монополистов. Ну, хоть что-то реальное. Это не могло не сказаться на инвестициях! Отличное известие, фактически - это своеобразное снижение налоговой нагрузки. Рано обрадовались, заморозка тарифов, начавшая действовать только с января текущего года, сама оказалась замороженной. Как заявил премьер Д. Медведев: «Мы не будем продлевать идею замораживания тарифов». «Замечательная новость» для стагнирующих предприятий, зависящих от естественных энергомонополий. Монополисты опять победили и власть, и здравый смысл. Так оказалась замороженной одна из попыток оздоровления экономики. Разве это не важнейшая из проблем? Почему не сказал Васильев? Тоже не знает, или побаивается написать? А ведь труды этого обозревателя «Волги» размещены в интернете в категории «Интересные материалы». Может, они действительно нравятся директору – редактору газеты, кроме рыбалки и анекдотов? Кстати, о площадке, где писучий обозреватель складирует свои труды, о газете.
Безусловно, многолетнее коммунистическое прошлое ещё долго будет сказываться на политических ориентирах семидесятилетнего органа обкома КПСС. Это как хорошо объезженная лошадь, освобожденная от хомута – шкурой чувствует правильный маршрут. Что-то изменить может только смена поколений. И то, не стопроцентный факт: разовой смены творческого коллектива почти не бывает, а чувство самосохранения, страх опалы, потеря привычного комфорта – передаётся как вирус – незаметно и глубоко. Вот, например, статья обозревателя «Волги» Сергея Синюкова о Новом годе, опубликованная в предпоследний день старого, рядом с опусом Васильева. Свой стиль, чувство слова, ироничная грусть по прошлому и неприятие политики, проникающей во все поры человеческих взаимоотношений. Целый рифмованный абзац на злобу дня, легко читается. А вот дошёл автор до самого главного, до причин господства заказной статистики, дутых прогнозов и сомнительных аналитических выкладок, которые «идиотизмом и не пахнут», и уже проступает законсервированный стиль издания. «Только аналитических выкладок на основе этих комментариев и критики никто не обнародует»- сожалеет С. Синюков.- «Значит, давайте будем считать, что всех и вправду беспокоит только многодетность Пугачевой».
Нет, Сергей, не значит. Да, сегодня многих не слишком взыскательных астраханцев, как и других россиян, интересуют матримониально-половые проблемы, это горькая правда. Но тут нашей с Вами вины мало, тут поработали ядовитые инъекции телевизора. Это настоящее национальное бедствие. Но сейчас не об этом. Кто же именно «тот, кто препятствует, который «не публикует», не обнародует мнение и критику образованных людей? Неужели, всё-таки, директор-редактор газеты Шляхов?
Но вернёмся к теме. Приведу еще пример, чтобы читатель сам определил - это мои вредные придирки или Васильев занимается не своим делом. Только прикоснувшись к острейшей проблеме нашего дня, политолог неожиданно откровенно заявляет: «Что делать с судебной системой – не знаю. Похоже, никто не знает». Не знаешь? А что делают с разряженной батарейкой, её либо реанимируют, либо меняют на новую. Что тут не знать, «Факт» об этом постоянно пишет.
И новый тупик Васильева. Он опять пишет: «Что делать с компетентностью чиновников на всех уровнях – тоже не знаю». Но тут-то как раз все просто: с некомпетентными чиновниками надо поступать, как с некомпетентными обозревателями, гнать в шею.
И лишь единственное, с чем можно согласиться в материале политолога Васильева, так завуалировано и запудрено, что и понять простому читателю сразу трудно: «Могу предложить лишь два средства, - откровенничает Васильев, (лучше бы сказать – способа, средства- для мытья и тараканов - прим. Н. В.) – налаживания реального общественного контроля за деятельностью госструктур, а для этого необходимы свободные, а не отутюженные СМИ и нормальный, а не «правильный» подсчет голосов на выборах». Наконец-то, дошло и до Васильева!
Но что же за враг такой, что постоянно мешает наладить этот общественный контроль, жестоко «утюжит» СМИ и неправильно подсчитывает голоса? Скажи об этом Саша, наконец, прямо и честно. Это точно не Шляхов? В «отутюженном издании», конечно, не получится. Давай в «Факт», насколько мне известно, от острых и правдивых текстов газета еще не отказывалась.
Николай Васильев, журналист,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 4 (565), 31.01.2014 г.
P.S. О Сашиных советах президенту Украины Януковичу говорить не буду.Смешно и неэтично. В соседней независимой стране сложная обстановка, никто не вправе вмешиваться в дела украинцев, они сами разберутся и без советчиков.
Одно настораживает, волю народа, пусть даже его какой-то части, вышедшего на улицу с мирным протестом нельзя избивать и разгонять. И народу, даже изнеможенному почти двухмесячным ничегонеделанием власти, нельзя превращать протест и законное требование отставки правительства, в погромы, поджоги и хаос. Но, повторяю, братский народ сам разберется в своих проблемах.