Газета «Правда Волгограда» в одном из своих последних номеров разместила материал «Открыта охота на губернаторов ельцинского призыва». Характерно, что завершается эта статья критикой астраханского губернатора Гужвина:
«Губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин - несомненно, «крепкий хозяйственник». Он руководит субъектом с 1991 г., и местные законы не мешают ему избираться осенью в очередной раз. Держит экономические и политические элиты области в ежовых рукавицах, а со своим главным вероятным конкурентом, депутатом Госдумы и одним из лидеров блока «Родина» Олегом Шеиным, по местным слухам, договорился - Шеин в обмен на какие-то посулы губернатора пообещал не баллотироваться осенью.
Астраханские наблюдатели называют Гужвина сильным, волевым и целеустремленным человеком, не лишенным харизмы. При нем область испытала экономический коллапс и не может оправиться до сих пор, несмотря на благоприятное географическое положение, о котором говорил президент. Банкротами оказались даже табачный и пивной комбинаты, что весьма удивительно в нынешних условиях. Однако у губернатора есть железное объяснение. В 1980-е началось перепрофилирование хозяйственного комплекса области с рыбного и сельскохозяйственного на нефтегазодобывающее - на шельфе Каспийского моря и в Наримановском районе области разведано крупнейшее в Европе месторождение углеводородов. Перепрофилирование так и не закончилось. Местные «олигархи» в основном занимаются нефтедобычей и переработкой, все они контролируются губернатором. Единственная сила, мешающая Гужвину быть полновластным хозяином субъекта, - присланный пару лет назад из Краснодарского края прокурор Сергей Еремин. «Государево око» со стороны - это обычная практика федерального центра. Например, возбудивший уголовное дело против Аяцкова саратовский прокурор Анатолий Бондар - тоже приезжий из Краснодара.
В составе Северо-Каспийского морского пароходства, базирующегося в области, имеется государственное унитарное предприятие, занимающееся углублением и чисткой дна. Несмотря на высокую прибыльность этих работ (ежегодно на дноуглубительные затраты выделяется около 200 млн руб.), ФГУП недавно объявлено банкротом с долгом 450 млн. 1500 человек выброшены на улицу. Новый сухогруз «Петр I», купленный не так давно за $6 млн, переуступлен в счет погашения долга за $3,5 млн в Дагестан. Именно в этом факте местные наблюдатели видят причину преднамеренного банкротства ФГУП.
«Теперь северная часть Каспия осталась практически без судов, - говорит депутат областной думы Алексей Зиборов. - При этом Астрахань считается ключевым звеном федерального транспортного коридора Север - Юг, благодаря которому страна имела возможность недорого доставлять грузы из Персидского залива в Москву и Петербург. Кто стоит за этим банкротством, если губернатор у нас - «крепкий хозяйственник»? Мне горько и больно слушать бодрые заявления с высоких трибун о развитии транспортной инфраструктуры».
Дмитрий Бальбуров, "Факт и компромат" № 49, 11.07.2004 г.