Архитектурный облик Астрахани формировался почти пять веков. Культурно-историческое наследие нашего города, которым гордятся астраханцы и восхищаются приезжие, становится для многих камнем преткновения. Власти планируют взяться за решение проблемы объёмно и всесторонне, привлекая столичных и местных специалистов, общественные объединения и волонтеров.

Но при всём масштабе всеобщего разрушения города и различиях форм собственности архитектурных объектов, понятно, что дело непростое. Борьба с разрухой, которая почему-то имеет место быть в первой четверти XXI века, как говорят, благополучной страны, предстоит большая.

У каждого здания свой срок эксплуатации, запас прочности и функциональная допустимость. Это относится по большей части к типовым строениям. Никто особо не плачет по сносу «хрущёвок», которые изначально возводились, как временные жилища. А что делать, если здание «обременено» индивидуальностью, исторической или культурной составляющей?

В Астрахани есть абсолютно уникальный жилой дом, расположенный на пересечении улиц Эспланадная и Шелгунова, построенный по проекту знаменитого архитектора Николая Миловидова, чья жизнь трагически оборвалась в 1938 году после того, как он попал в страшные жернова сталинских репрессий.

Дом-коммуна на 79 квартир, ярчайший образец конструктивизма, почти сто лет украшает собой целый квартал центральной части Астрахани. «Здание первых советских пятилеток», в народе больше известный, как «Дом с бутылками», по своим значимости и ценности должен оберегаться от разрушения особым образом. Однако этого не происходит. Он катастрофически ветшает. Единый внутренний декор квартир, выдержанный в одном стиле, практически утрачен. Внешние детали и орнаменты пока целы, но без должной реставрации их век не долог.

Недалеко от дома Миловидова, на перекрёстке улиц Советской и Михаила Аладьина, расположен его ровесник – жилой дом городского коммунального отдела. Он долгое время считался образцом астраханской элитной недвижимости, пока с него не стали демонтировать обрушающиеся балконы. Состояние оставшихся не внушает оптимизма.

Ранее мы писали об обрушении башни другого легендарного дома советской эпохи, возникшего на месте храма Рождества Пресвятой Богородицы, снесённого во времена строительства домов новой эпохи. Может быть, согласно новым веяниям, с привычных мест исчезнут легендарные дома, а на их месте появятся современные образцы, о художественных достоинствах и качестве постройки которых будут рассуждать и спорить астраханцы, живущие в XXII веке.