В социальных сетях новости читают вдвое больше людей, чем в печатных изданиях. Новый источник информации или фабрика фейк ньюс. Plus-one.ru разобрался, как соцсети меняют нас и нашу жизнь.
В социальных сетях новости читают вдвое больше людей, чем в печатных изданиях. Что это — новый источник информации или «фабрика Фейк.ньюс»? Plus-one.ru разобрался, как соцсети меняют нас и нашу жизнь, и подготовил 10 фактов о них.
Почти половина человечества пользуется соцсетями
Это более 3,8 млрд человек, говорится в отчетах We Are Social и Hootsuite о состоянии цифровых технологий в мире. Только за прошедший год новыми пользователями стали 321 млн (прирост более чем в 9%), и эта цифра будет расти. В среднем, человек проводит в соцсетях 2 часа 24 минуты ежедневно. Чем моложе пользователь, тем этот показатель больше: 2 ч 53 мин — от 16 до 24 лет, 2 ч 14 мин — от 35 до 44 лет, 1 ч 20 мин — от 55 до 64-х. Совокупное время, которое люди во всем мире тратят на социальные сети, составляет 1 млн лет каждый день.
Социальные сети — источник фейков
Согласно опросу общественного мнения Eurobarometer, 71% жителей ЕС заявляют о том, что сталкиваются с фейковыми новостями несколько раз в месяц или чаще. По данным исследования американского Университета Колорадо в Боулдере, основной канал распространения недостоверных новостей — Facebook, обогнавший по их количеству Twitter. Впрочем, соцсети начали бороться с ложной информацией. Twitter маркирует вводящие в заблуждение сообщения, в том числе президента США Дональда Трампа. Facebook создал систему для противодействия дезинформации о COVID-19.
Социальные сети вызывают тревожность
Недостоверная информация в сети не только вводит в заблуждение, но и порождает панику. Согласно исследованию Королевского колледжа Лондона и агентства Ipsos Mori, люди, основным источником новостей для которых являются социальные сети, более склонны верить в теории заговора вокруг происхождения COVID-19 и реже следуют требованиям властей по соблюдению правил безопасности. Согласно исследованию группы ученых из университетов Китая и Канады, чем больше времени человек проводит в социальных сетях, тем чаще у него развивается депрессия на фоне пандемии коронавируса и тем тяжелее депрессивные симптомы.
Синдром упущенной выгоды и усталость — следствие онлайн-общения
Поведение человека в соцсетях пристально изучается учеными уже много лет. Разработана даже специальная терминология — например, «усталость от соцсетей» (social media fatigue). Это состояние, когда человек хочет уйти из социальных сетей, потому что перегружен информацией, беспокоится о конфиденциальности своих данных, ему в тягость огромное количество друзей и подписчиков, на поддержание связей с которыми приходится тратить слишком много времени. Некоторые термины, описывающие проблемы пользователей соцсетей, пришли из других областей. Например, FoMO (fear of missing out, синдром упущенной выгоды) — навязчивое состояние, при котором человек боится пропустить интересное событие или хорошую возможность. Впервые этот феномен был выявлен в 1996 году маркетологом Дэном Германом.
Соцсети провоцируют одиночество
Социальные сети были придуманы, чтобы помочь человеку справиться с одиночеством, но реальность выглядит иначе. Несмотря на огромное количество «френдов», люди продолжат ощущать себя потерянными. 43% респондентов в возрасте до 40 лет заявили, что социальные платформы часто вызывают у них это чувство. Примечательно, что оно напрямую зависит от потраченного времени: американцы в возрасте от 19 до 32 лет, которые проводят в соцсетях более двух часов ежедневно, в два раза чаще чувствуют себя одинокими, чем те, кто делает это по 30 минут в день.
Соцсети вызывают депрессию
Использование ресурсов типа Facebook, Instagram и Snapchat может не только усилить одиночество, но и привести к депрессивным состояниям, говорится в исследовании Университета Пенсильвании. «Когда человек следит за событиями в жизни других людей, в особенности в Instagram, очень легко поддаться мысли, что все остальные живут лучше него», — объясняет глава исследовательской группы Мелисса Хант.
Время, проведенное в интернете, и депрессивные состояния связаны напрямую. Об этом еще в 1998 году писал американский психолог из Университета Карнеги-Меллон Роберт Краут.
«Социальные сети могут порождать весь спектр эмоций. Состояния могут варьироваться от эйфории до глубоких депрессии и истощения. И это относится ко всем возрастам без исключения», — рассказывает Патрисия Братт, директор Академии клинического и прикладного психоанализа, Ливингстон, штат Нью-Джерси. По данным исследования, которое финансировалось Национальными институтами здравоохранения США, у тех, кто постоянно сидит в соцсетях, депрессия развивается в 2,7 раза чаще, чем у тех, кто пользуется этими ресурсами минимально. Основные причины подавленного состояния — это время, потраченное в виртуальном мире вместо реального, зависть, стресс, синдром упущенной выгоды, кибербуллинг. Интересный вариант решения последней проблемы придумали японцы: они создали социальную сеть без негативных комментариев.
Возможность всегда быть на связи
Почему же, несмотря на тревогу и депрессивные состояния, которые провоцируют социальные сети, люди продолжают в них сидеть? По данным опроса Global Web Index, главная причина в том, что с помощью этих платформ они стремятся поддерживать отношения с друзьями и родственниками. По данным опроса ВЦИОМ, 88% российских пользователей сети обращаются к интернету с этой целью. Не менее важно быть в курсе новостей и происходящих событий. Свыше половины респондентов, участвовавших в опросе Reuters Institute Digital News Report 2020, говорят, что используют социальные медиа для доступа к новостям, что более чем вдвое превышает число читающих печатные издания. Люди также используют соцсети для развлечения и поиска веселого контента — так они проводят свободное время, а еще просматривают информацию о товарах и услугах, которые планируют приобрести.
HR охотятся за кадрами в социальных сетях
Несмотря на все минусы, с профессиональной точки зрения социальные сети могут оказаться полезными и помочь в поиске работы. В условиях пандемии кадровые специалисты переводят процессы найма полностью в онлайн и используют для этого онлайн-конференции, социальные сети, мессенджеры и др. Грамотно составленный профиль может стать хорошим бонусом к резюме и помочь потенциальному работодателю оценить навыки соискателя. И наоборот: рекрутер после просмотра аккаунта может выявить негативные, с его точки зрения, качества кандидата и посчитать его непригодным. По данным опроса Career Builder, около 70% работодателей используют социальные сети для поиска кандидатов, из них 43%, оценив страницы соискателей, пригласили их на работу. При этом почти половина работодателей (47%) отмечают, что с меньшей вероятностью позовут кандидата на собеседование, если не смогли найти его в интернете.
Соцсети вызывают зависимость
34% респондентов исследований Ofcom заглядывают в Facebook каждые десять минут, а двое из пяти взрослых проверяют телефон в течение первых пяти минут после пробуждения. Характерные признаки зависимости от соцсетей — человек предпочитает общение онлайн живому контакту, испытывает негативные эмоции, если кто-то пытается оторвать его от сети, врет окружающим о том, сколько времени проводит в социальных медиа, решает в них эмоциональные проблемы, потому что не может сделать это в личном общении, — то есть заходит в соцсети, чтобы выплеснуть эмоции, и т. п. Появляются даже специфические привычки и фобии, связанные с постоянным использованием мобильных устройств и интернета. Например, «фаббинг»: когда человек постоянно отвлекается на просмотр телефона вместо поддержания разговора с собеседником. Или «номофобия» — боязнь остаться без мобильного телефона. По данным SecurEnvoy, номофобией в 2012 году уже страдали 66% британцев: они все время проверяют, с собой ли у них телефон, и волнуются, не потеряли ли его где-то.
В моду входит информационный детокс
Чтобы вспомнить жизнь за пределами соцсетей и Интернета в целом, все больше людей устраивают себе так называемый цифровой детокс (digital detox), то есть сознательно отказываются от Интернета, чтобы отдохнуть от бесконечного информационного потока. Более 73% россиян, по данным опроса ВЦИОМ, убеждены, что в современном мире необходимо периодически отдыхать от интернета. За последний год 47% российских пользователей сознательно отключали Интернет как минимум на сутки, а 18% из них делали это один или несколько раз в неделю. Большинство опрошенных (82%) не испытали при этом никаких особых ощущений, а негативные эмоции из-за невозможности пользоваться сетью были у каждого десятого участника опроса. Примерно такая же доля респондентов (7%) испытали положительные эмоции — спокойствие, расслабленность, радость.
Фото: istockphoto.com