Может ли технологический прогресс навредить фермерским хозяйствам? Оказывается, да, поскольку крупные сельхозкомпании, внедряя высокие технологии, не учитывают интересы мелких фермеров.
Цифровизация затрагивает практически все сектора экономики, в том числе сельское хозяйство. Технологические инструменты разрабатываются крупными корпорациями. Но они не учитывают интересы почти 500 млн мелких фермеров, производящих большую часть продуктов в мире. Более того, технологические гиганты (Big Tech) получают доступ к большому объему данных, что позволяет им контролировать всю продовольственную систему. Особенно сильно от технологической экспансии страдают фермеры из развивающихся стран. Об этом сообщается в докладе международной некоммерческой организации GRAIN, защищающей права мелких производителей.
Опыт Big Tech
Специалисты GRAIN отмечают, что технологические компании вкладывают много ресурсов в создание цифровых решений для сельскохозяйственного сектора. Так, компания Microsoft реализует проект Azure FarmBeats, цель которого — создать систему управления сельским хозяйством, основанную на данных. Сбор информации можно осуществлять с помощью недорогого оборудования: полевых датчиков, анализирующих состояние почвы, а также смартфона с камерой, который сделает аэрофотоснимки, — для этого его можно прикрепить к дрону или воздушному шару с гелием. Многие хозяйства не имеют доступа к интернету, поэтому собранные данные передаются на компьютер через неиспользуемые частоты спектра телевизионного сигнала. Технология оперативного анализа данных FarmBeats стала частью другой инициативы Microsoft — 4Afrika. Компания реализует ее совместно с некоммерческой организацией Alliance for a Green Revolution, которая финансируется фондом Билла и Мелинды Гейтс и поддерживает локальное фермерство. Инициатива направлена на цифровую трансформацию сельскохозяйственной индустрии в африканских странах: Кении, Нигерии, Руанде, Гане, Танзании, Уганде, Малави и Эфиопии.
В докладе GRAIN также приводится в пример опыт и другой ИТ-корпорации, работающей над проектами в сфере цифрового сельского хозяйства, — Apple. Совместно с платформой Agworld (предоставляет аналитическую информацию работникам фермерских хозяйств, подрядчикам, банкам и другим заинтересованным сторонам) компания развивает точное земледелие. В частности, Agworld разрабатывает приложение для «умных» часов Apple Watch, которое поможет фермерам прогнозировать урожаи и планировать бюджеты. Американский онлайн-ритейлер Amazon предлагает использовать для точного земледелия облачные решения Amazon Web Service (AWS). Например, на их основе была создана платформа WeFarm, позволяющая мелким фермерам взаимодействовать друг с другом и обмениваться полезной информацией. Для использования WeFarm не нужен доступ к интернету, сервис работает через SMS. Технологии AWS использовались и при проектировании «умной» теплицы Smart Greenhouse японской компании Yanmar. Теплица оборудована подключенными к интернету вещей устройствами, которые анализируют состояние растений и создают условия, необходимые для их роста.
Компания Google с 2015 года сотрудничает с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН. Совместно они разработали геопространственную платформу Earth Map. Она работает с помощью инструмента для анализа данных Google Earth Engine и позволяет всем желающим следить за состоянием окружающей среды и изменением климата. Помимо компаний из сектора Big Tech, в цифровой трансформации сельского хозяйства участвуют крупные агрохимические корпорации, включая BASF (Германия), Corteva (США), FMC (США). Заняты в этой деятельности и международные институты, в том числе Всемирный банк и партнерство сельскохозяйственных исследовательских центров CGIAR (в прошлом — Consultative Group for International Agricultural Research).
Плюсы и минусы технологической экспансии
В GRAIN подчеркивают, что цифровые инструменты действительно могут принести пользу сельскохозяйственной отрасли. Они помогают аграриям рациональнее использовать ресурсы, контролировать урожайность и, как следствие, увеличивать доход. Особенно эффективными технологии оказываются в том случае, если у технологических корпораций есть доступ к большому объему качественных данных. Однако проблема заключается в том, что многие мелкие хозяйства находятся в районах, где не налажен централизованный сбор полевой информации. Сами же мелкие фермеры часто не могут позволить себе установку дорогостоящего оборудования.
Важно понимать, что мелкие землевладельцы часто используют агроэкологические методы ведения сельского хозяйства — например, смешанное возделывание культур (посевы двух или более культур на одной территории. — Прим. Plus-one.ru). Поэтому рекомендации, которые они будут получать, пусть даже посредством SMS-сообщений, с большой долей вероятности окажутся бесполезными, утверждают специалисты. К тому же процесс цифровизации сельскохозяйственной деятельности не ограничивается только советами. Корпорации, инвестирующие в развитие технологий, стремятся к тому, чтобы объединить фермеров в цифровую сеть с централизованным управлением. Все, кто окажется в этой сети, будут вынуждены подчиняться новым правилам: покупать продукты в кредит на невыгодных условиях, страховать урожаи за свой счет, продавать выращенные культуры по назначенной «сверху» цене, а также пользоваться определенными платежными системами и отдавать за это комиссию. Такие условия, по мнению экспертов, будут способствовать формированию контрактного фермерства.
Подобный вид взаимодействия между аграриями и частными компаниями, как считают в ООН, сопряжен с рядом проблем. В частности, он поощряет фермеров применять неэкологичные способы ведения хозяйства — например, использовать химические удобрения и пестициды, практиковать монокультурное земледелие. Фермеры также вынуждены производить товарные культуры вместо продовольственных. Это делает их зависимыми от рыночных цен на продукты и не дает возможности выращивать культуры для своих семей. В итоге аграрии могут полностью лишиться контроля над своим хозяйством и превратиться в наемных рабочих, не имеющих права претендовать на такие льготы, как минимальный размер оплаты труда, отпуск по болезни и другие. Более того, контрактное фермерство усугубляет проблему гендерного неравенства. Женщины выполняют значительную часть сельскохозяйственных работ, но они получают меньшую часть доходов по контракту и практически не участвуют в принятии решений.
Реальное положение фермеров
Отчасти против контрактного фермерства сейчас протестуют жители Индии, для более чем половины из которых сельское хозяйство служит основным источником средств к существованию. Более 60% фермеров в стране выращивают культуры на менее чем 1 га земли, а среднегодовой заработок землевладельцев в некоторых штатах не превышает 20 тыс. рупий ($271). В прошлом году индийское правительство во главе с премьер-министром Нарендрой Моди приняло три закона, направленных на либерализацию сельскохозяйственного сектора и повышение доходов фермеров. В частности, они позволяют аграриям свободно продавать свою продукцию по согласованной с покупателем цене. Однако фермеры опасаются, что в результате крупные перекупщики получат больше контроля над рынком, а государство отменит гарантированные минимальные закупочные цены на сельхозпродукцию. Власти провели несколько раундов переговоров с лидерами фермерских союзов. Они ни к чему не привели, и в стране продолжаются массовые забастовки.
Напомним, что в июле 2020 года холдинг Alphabet (владеет компанией Google) инвестировал в развитие Индии $10 млрд. Средства пойдут на повышение благосостояния населения, а также на цифровую трансформацию в таких сферах, как здравоохранение, образование, сельское хозяйство. До Alphabet в цифровизацию индийской экономики также вкладывались Amazon и Facebook. Вторая инвестировала $5,7 млрд в оператора связи Jio Platforms (входит в холдинг Reliance Industries), став его крупнейшим миноритарным акционером. В компании напоминают, что за последние пять лет доступ к интернету получили более 560 млн жителей Индии, что ускорило социальное и экономическое развитие страны. «Наша цель — открыть новые возможности для предприятий любого размера, но особенно для более чем 60 млн малых предприятий по всей Индии, — говорится на сайте Facebook. — На них приходится большая часть рабочих мест в стране, и они — сердце и душа как сельских, так и городских сообществ». В рамках сотрудничества планируется объединить сервис онлайн-доставки продуктов JioMart с мессенджером WhatsApp. Партнеры ожидают, что это облегчит жизнь потребителям и поможет продавцам расширить свое присутствие в сети.
По оценкам венчурной онлайн-компании AgFunder, в 2019 году Farm Tech компании (используют IT-технологии в сельскохозяйственном секторе) по всему миру привлекли инвестиции в размере $4,7 млрд — это на 6,8% больше по сравнению с 2018 годом ($4,4 млрд) и на 370% больше по сравнению с 2013 годом ($1 млрд). Эти компании работают в таких сферах, как агробиотехнологии, розничная онлайн-торговля, биоинженерия и биоматериалы, робототехника и оборудование, логистика и транспорт и других.
Между тем в GRAIN предупреждают, что сельскохозяйственное производство — это лишь часть продовольственной системы. Технологические корпорации также пытаются установить контроль над розничными торговцами. Например, китайская технологическая корпорация Alibaba недавно приобрела крупнейшую в стране сеть гипермаркетов SunArt за $3,6 млрд. Специалисты опасаются, что технологическая экспансия может привести к еще большему количеству протестов. «Попытка Big Tech захватить продовольственные системы не останется незамеченной. То, что мы видим сегодня на улицах Нью-Дели, — это только начало», — заключают они.
Евгения Чернышёва