AST-NEWS.ru продолжает цикл публикаций фрагментов доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Астраханской области за 2022 год. посвящённые «социалке», здравоохранению, аварийному жилью и «коммуналке», дорогам в областном центре и работе силовиков. Эта часть посвящена оценке работы общественных защитников прав потребителей.
***
По состоянию на начало 2022 года в Астраханской области числилось 11 организаций, основной уставной целью которых декларировалась защита прав потребителей.
Вместе с тем на основании информации управления Роспотребнадзора по Астраханской области и решения судебных органов можно сделать вывод, что в 2020-2022 годах фактически деятельность осуществляли четыре организации:
- астраханская региональная общественная организация «Защита прав потребителей»;
- региональное отделение в Астраханской области «Объединение потребителей России»;
- астраханская региональная общественная организация «Центр независимой защиты прав потребителей»;
- астраханская региональная общественная организация в защиту прав потребителей «Контроль качества товаров и услуг».
Право проведения общественными объединениями потребителей «общественного контроля» детально в законодательстве не регламентировано. Таким образом, осуществление ими общественного контроля за соблюдением прав потребителей должно производиться в порядке, определяемом внутренним документом организации (на основе положений устава либо специально утвержденного положения о порядке проведения проверки).
Ознакомившись с уставами вышеуказанных организаций, следует констатировать, что в них не прописана процедура проверки, а именно: порядок уведомления индивидуального предпринимателя или организации о предстоящей проверке, основания и периодичность проведения проверок, правила поведения проверяющих лиц, формы составляемых ими документов по итогам проверки и т.д.
В качестве примера хотелось бы привести жалобу индивидуального предпринимателя гр-на Б., в которой он пишет: «Подчас проверяющие могут специально провоцировать конфликтные ситуации для фиксации кажущегося нарушения. Порой такие проверяющие представляются сотрудниками Роспотребнадзора и при этом суют какие-то удостоверения, причём невозможно их детально рассмотреть, понять – подлинные они или липовые».
Примечательно, что положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на данные организации не распространяется, поскольку никакими функциями по осуществлению государственного контроля (надзора) и связанными с ними административными полномочиями общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не наделены. Однако некоторые общественные контролёры в своей деятельности ссылаются именно на этот нормативный правовой акт.
Неоднократные проверки (некоторых индивидуальных предпринимателей посещают до шести раз в год), в том числе в отсутствие владельца бизнеса, не оставляют им иного выхода, как обращаться в суд. При этом у правоприменителей возникает вопрос: должны ли быть основания для проведения таких проверок? Из п.21 постановления пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» можно сделать вывод, что должна быть жалоба потребителя.
В 2021-2022 годах в производстве Советского районного суда Астрахани находилось исковое заявление одного из обществ защиты прав потребителей к индивидуальному предпринимателю в защиту неопределённого круга потребителей. Однако, по утверждению ответчика, никто из покупателей ни разу не обращался в отношении него с какой-либо претензией.
Важно понимать и пределы проверки. Ещё в 2005 году Роспотребнадзор направил в адрес своих территориальных органов письмо «О полномочиях общественных объединений потребителей» в связи с обращениями субъектов предпринимательской деятельности о разъяснении объёма полномочий общественных объединений потребителей.
В письме специально указывалось, что основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:
- требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
- проверку соблюдения санитарных правил и норм;
- проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений;
- проверку правильности применения контрольно-кассовых машин.
На основании выборочного изучения отдельных решений районных судов Астрахани за период 2020-2022 годов выявлены случаи, когда общественные контролеры требовали предъявить ветеринарные справки и сопроводительные документы к мясной продукции, термометры для контроля температурного режима в холодильниках, документацию на косметическую продукцию, санитайзеры. В ряде случаев они проверяли наличие разметки социальной дистанции, обслуживание покупателей продавцом в средствах индивидуальной защиты.
Общества по защите прав потребителей ставят требования об обязании ответчиков опубликовать судебный акт в средствах массовой информации о взыскании судебных расходов (в т.ч. расходов на оплату услуг представителей).
Помимо прочего, в случае удовлетворения иска с ответчиков взыскивается госпошлина в доход бюджета.
В своих обращениях индивидуальные предприниматели указывают, что опубликовать решение суда в СМИ стоит 10 000 рублей, а по договоренности с общественной организацией – 6000 рублей (сумма вносится на счёт организации).
Бесспорно, сам институт общественного контроля с целью обеспечения гарантий качества товаров и услуг необходим. Мы вовсе не желаем бросить тень на вышеуказанные организации (не исключено, что кто-то пытается прикрыться их именем). Общественный контроль за соблюдением прав потребителей является инструментом защиты от противозаконных действий недобросовестных предпринимателей. Но, как показывает жизненная повседневность и весь предшествующий опыт, правовые рамки такой деятельности нуждаются в упорядочении, поскольку не исключены проявления шантажа и вымогательства, явного произвола, граничащего с самоуправством.
Для исключения явных злоупотреблений со стороны проверяющих, защиты прав добросовестных предпринимателей в законодательстве следует специально закрепить ряд моментов.
Во-первых, основания проведения проверок. Они должны проводиться исключительно по обращениям граждан, что позволит исключить проведение проверок по надуманным основаниям.
Во-вторых, необходимо установить, какие документы должны предъявляться представителем общественного объединения потребителей.
В-третьих, проверка должна проводиться строго в присутствии предпринимателя либо его полномочного представителя.
В-четвертых, следует более чётко прописать порядок составления акта о проведении проверки и осуществлении контрольных мероприятий, в том числе определить, должны ли выявленные нарушения подтверждаться фотофиксацией и вообще, могут ли общественные контролеры фотографировать в ходе проверки, и если да, то что именно.
Продолжение темы: Грешки астраханского УФСИН: выдержки из доклада регионального омбудсмена