Начало мая – традиционное время ловли воблы в дельте Волги. Однако её уловы за последние десять лет уменьшились в несколько раз.
Специалисты бьют тревогу: восстановить численность этой рыбы в ближайшее время вряд ли удастся.
Проходная, местная, жилая, покатная…
Вобла – рыба Каспийского моря, составляет важный предмет промысла на нижней Волге. Весной, когда уровень воды в волжском бассейне повышается и под воду уходят заливные луга, стаи воблы начинают подниматься из Каспия вверх по дельте, чтобы отложить икру на малой, прогреваемой солнцем, глубине, дабы продолжить жизнь в следующих поколениях. Вобла не из тех, кто после икрометания погибает. За свою жизнь замечательная рыбка выходит на нерест раз пять-шесть. Икрометание происходит единовременно в апреле-мае. Икра откладывается на глубину не более 50 см.
От речной плотвы вобла отличается большей величиной (до 30 см, хотя в последнее время средняя величина – 16– 18 см) и некоторыми второстепенными морфологическими признаками: плавниками серого цвета с чёрной оторочкой и радужкой глаз серебристого цвета с тёмными пятнами над зрачками. Вобла – животноядная рыба, питается малоподвижными беспозвоночными.
В Астрахани различают несколько «разновидностей»: вобла морская (каспийская вобла, ловящаяся в низовьях, в районе сёл Тишково, Вышка, Гандурино и других сёл, расположенных практически на Каспийском взморье, отличается в основном своим крупным размером, до города доходит в малых количествах). Вобла – просто как таковая, или весенняя проходная вобла, ловится в период хода практически везде. Иногда говорят о «местной» или «жилой» вобле – когда подразумевается вобла, постоянно живущая в том или ином водоёме и ловящаяся в разных количествах на протяжении всего года, наряду с «тарашкой». Часто упоминается «рябая» вобла, когда попадаются экземпляры, пойманные на нерестилищах, сразу после нереста. Тело такой воблы покрыто прилипшими икринками. Есть понятие «покатная» вобла, которая ловится уже в меньших количествах после нереста. Считается, что это вобла, которая «скатывается» обратно в Каспий, в места своего постоянного обитания.
Было время
С давних пор Астрахань славится своей рыбалкой. Вобла – один из тех «магнитов», которые ежегодно привлекают в Волжское Понизовье тысячи рыболовов. Преимущественно популярна весенняя ловля, когда вобла собирается в косяки и устремляется из Каспия на нерест в Волгу и Урал. Волжская дельта, обладая огромными территориями угодий, заливаемых в период весеннего паводка, представляет собой неплохие условия для нереста многих видов рыб, в том числе и для воблы.
Однако если ещё пять лет назад астраханцы по весне брали отпуск – ради рыбалки, после которой все балконы были увешаны чалками вялившейся воблы, то сейчас все жалуются на плохой клёв. Всенародной любимицы стало заметно меньше. Почему? Что происходит с одним из главных астраханских брендов?
Этот вопрос «Аргументы недели» задали руководителю ресурсного направления Каспийского НИИ рыбного хозяйства КаспНИРХ Юрию Кузнецову.
– Основная проблема в том, что гидроэлектростанции зачастую сбрасывают в реку недостаточное количество воды, что нарушает естественную среду обитания воблы.
С конца апреля, каждый год в разное время, в зависимости от многих условий (температуры воды, уровня воды в Волге, что зависит как от количества осадков и режима работы Волжского гидроузла (ГЭС) и др.) «нагулявшаяся» в Северном Каспии вобла начинает устремляться к местам нереста – полоям (мелководным участкам заливаемой поймы в период весеннего паводка). Там происходит нерест воблы.
Полои зависят от паводка. Уже семь лет как уровень воды во время паводка низкий. Например, в прошлом году объём воды составлял 98,4 куб. км, при норме в 120 куб. км. И это одна из причин того, что воблы становится меньше.
Ещё одно условие – количество дней, в течение которых держатся полои. Несколько лет назад их было 70. Затем число стало значительно уменьшаться. И только в прошлом году составило приемлемые 50 дней.
«Третья причина – температура воды. Оптимальная – 8°С. При том, что в настоящее время средняя держится на отметке 6,2°С, – объясняет Юрий Алексеевич. – Значит, вобла в этот период чувствует себя в ней некомфортно».
Отметим, в прошлом году паводок случился лишь 4 мая. До этого времени рыба нерестилась в каналах, где была хорошая прогреваемость воды и кормовая база.
Главная опасность
В Каспийское море впадают 130 рек, из них 9 имеют устье в форме дельты. Крупные реки, впадающие в Каспийское море: Волга, Терек (Россия), Урал, Эмба (Казахстан), Кура (Азербайджан), Самур (граница России с Азербайджаном), Атрек (Туркменистан).
В Каспийском море зарегистрирован 101 вид рыб, в нём же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак.
Самая главная опасность для Каспийского моря сегодня связана с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря.
Перестарались
Между тем воблы стало меньше не только из-за природных и техногенных факторов (сброс воды с Волгоградской ГЭС). Немалую роль в сокращении численности рыбы сыграл и её плохо регулируемый вылов. Причём не только в промышленном, но и в любительском масштабе.
Наука поставила диагноз «перелов». «Проще говоря, рыбаки в своё время перестарались – интенсивность промысла начала 2000-х в совокупности с природными условиями привели к данному результату», – считает губернатор Астраханской области Александр Жилкин.
По словам Юрия Кузнецова, в 30-е годы прошлого века ловили до 200 тыс. тонн воблы. Постепенно вылов сокращался и к концу столетия он уже составлял порядка 20 тыс. тонн. В последние годы цифра и вовсе резко поползла вниз. Например, в прошлом году выловили всего 1,4 тыс. тонн. Одновременно вырос и неучтённый промысел.
По некоторым подсчётам, рыболовы-любители (в числе которых минимум 20 тыс. туристов ежегодно) «добывают» 9 тыс. тонн астраханского трофея. Рыба не выносит такого натиска. Так, в наше время популяция воблы уменьшилась в шесть раз. Недаром один из спикеров из КаспНИРХа
символически оговорился, назвав рыбодобытчиков рыбодобитчиками. Следом за осетрами в теневую экономику уходит более дешёвая и доступная рыба.
16-й традиционный
В канун майских праздников в Астрахани открылся 16-й по счёту фестиваль «Вобла». Так поздно праздничный лов проводился впервые. Особенности этого года – сложные погодные условия и небывало высокий уровень воды. Почти полностью подтопленная дельта сорвала планы многим рыболовам и охотникам. В самой Астрахани в последнюю неделю апреля разыгрался сильный ветер. Несмотря на то что шторм к субботе утих, рыба ловилась плохо. Многие участники простояли «на сухую». Похвастаться приличными хотя бы одной-двумя воблёшками смогли чуть более десятка из трёхсот сорока рыбаков. Даже участники почётного заброса впервые за всю историю фестиваля ничего не поймали. Самой крупной рыбой – карасём в 37 см – завладел гость из Москвы. Чтобы поощрить участников детской номинации, организаторам пришлось приравнять к рыбе двух выловленных ими раков.
Главный приз фестиваля – моторная лодка отправилась вверх по течению – в Волгоград. Её увезла с собой потомственная рыбачка Татьяна Вязигина. В фестивале она участвует уже в седьмой раз. В финале она поймала пять рыб. «Серебро» завоевал её муж – Евгений. Третье досталось астраханцу Антону Попову. Несмотря на определённое разочарование собственными результатами, участники фестиваля остались довольны. Многие заявили, что обязательно возьмут реванш в следующем году.
Ксения Яваева,
«Аргументы Недели» (argumenti.ru)