В этом году первое июля стало своеобразным отсчётом целого ряда законодательных актов. Некоторые из них касаются автомобилистов-любителей и профессионалов. К примеру, документ о тонированных стёклах, который, как и некоторые другие, связанные с взаимоотношениями гаишников с теми, кто ходит и ездит по дорогам и улицам, вызвал серьёзный резонанс в общественных кругах.

Раньше, как известно, хозяин сильно «затемнённой» машины мог отделаться обычным, вполне приемлемым штрафом. Получив квитанцию на оплату штрафа или расплатившись с инспектором ГИБДД наличкой прямо там, где его остановили, водитель потом свободно разъезжал по городам и сёлам нашей необъятной страны, пока его не останавливал другой блюститель порядка с полосатым жезлом в руке.

Теперь этот номер, говорят гаишники, не пройдёт. У нарушителя «светомаскировки» вместе с предупреждением о снятии плёнки снимут государственные номера, которые он сможет получить только, оплатив штраф в размере 500 рублей и сняв тонировку с лобового и передних боковых стёкол.

По новым техническим правилам, куда вошли новые поправки об административных правонарушениях, самым серьёзным образом прописаны меры принудительного порядка. В них, кроме всего прочего, изменено наказание для тех, кто ездит с сильно затемнёнными стёклами. Напомню, что согласно техническому регламенту, тонировка лобового и передних боковых стёкол допускается при условии светопропускания не менее семидесяти процентов. То есть, допускается только заводская тонировка. Это когда покрашен сам элемент стекла. В большинстве случаев на автомобили устанавливается триплекс – своеобразная смесь стекол, пластмассовой плёнки и основа стекла. Пластмасса в данном случае служит своеобразным скрепляющим элементом. И даже при самом сильном ударе стекло не разлетается в разные стороны мелкими осколками и, естественно, никого не травмирует. Но огромному количеству автовладельцев не по душе такое затемнение и они предпочитают более сильную тонировку. Она, как правило, наносится наклеиванием плёнки: от зеркальной или чёрной до прозрачной. Однако даже прозрачная плёнка не обеспечивает светопропускаемость стекла согласно техрегламенту: 70 процентов. Это и должен выявить инспектор, оставивший машину. Если тонировка не отвечает техрегламенту, будьте готовы снять тонировку и оплатить штраф.

Однако штраф – это не такой страшный чёрт, каким его малюют. Страшнее - снятие номеров. А коль будут сняты номера, значит будет запрещена эксплуатация автомобиля. И таким образом автовладелец становится «безлошадным». «Безлошадным» он будет находиться всего одни сутки, если за это время доедет до соответствующего предприятия, где ему могут помочь в снятии «лишней темноты». А вот если за стуки сделать это не сможет, его могут ждать большие неприятности.

Без регистрационных номеров ездить не положено, а поедет – навернётся на штраф в пять тысяч рублей и даже может лишиться прав на целых три месяца.

Водитель, конечно, может снять тонировку и самостоятельно. Но это не каждому под силу. Он должен быть хорошим профессионалом в этом деле. К тому же нужны специальные приспособления и химические реактивы. Тогда снятие «темноты» будет недолгим.

Кстати. Некоторые послабления по тонированию передних лобовых стёкол имеются. В частности, разрешено наносить полоску из прозрачной цветной плёнки в верхней части лобового стекла. Ширина этой полоски не должна превышать четырнадцать сантиметров.

Многие российские водители, в том числе и астраханцы, чуть ли не в штыки восприняли поправки в административный кодекс относительно тонировки лобовых и передних боковых стёкол. Скорее всего, это дань привычке. Я, например, всегда с подозрением отношусь к машинам, все стёкла которых темнее самой тёмной ночи. У меня такое ощущение, что в этих машинах ездят в основном преступники разного пошиба. Именно такие машины чаще всего становятся нарушителями правил дорожного движения, потому что ведут себя по-хамски, хотят показать, что им всё можно, всё разрешено. Противно на это смотреть.

У экспертов, медиков и работников ГИБДД по поводу тонирования однозначно отрицательный ответ. И хотя правильная тонировочная плёнка имеет некоторые положительные характеристики. Защищает водителя от вредного ультрафиолета, сохраняет тепловой режим в кабине, снижает шум. Качественная плёнка и тонированное стекло прочнее и надёжнее при попадании в него камней. А вот гаишники считают, что именно тонированные стёкла чаще всего становятся причиной аварий и дорожных ЧП. Особенно в ночное время.

Пока мы дискутируем: тонировать стёкла автомобилей или осветлять, страны Евросоюза уже давно и однозначно отказались от затемнения в автомобильных салонах. Там эксплуатация автотранспортных средств с тонированными боковыми стёклами вне закона. Штраф за такое нарушение значительный – от 250 до 300 евро.

Штрафы за тонирование у нас вполне ощутимые, но автовладельцы не спешат осветлять свои машины, даже выезжая в зарубежные поездки.

На днях не поленился и стал считать машины, проезжающие по одной из главных астраханских магистралей. Досчитал до ста и сбился со счёта. Практически половина проходивших мимо меня машин были с сильно затемнёнными стёклами со всех сторон. Смотрел я на это нашествие затемнённых машин и думал: начали наши астраханские гаишники бороться с излишней темнотой в автомобильных салонах или всё ещё раздумывают? Мне почему-то кажется, что «чёрных» машин не становится меньше. Видимо, всё ещё раздумывают. Или боятся «темноты»?

Борис Стрелецкий,

"Факт и компромат" № 28, 17.08.2012.