Театральная карта Астрахани выглядит пёстро и разнообразно. Наряду с крупными государственными учреждениями культуры этого направления в нашем городе активно развивается независимое театральное творчество, организованное и действующее в частном порядке. AST-NEWS.ru не раз рассказывал в своих публикациях о проектах «Периферия», «ТРОЯ» и «Кушать подано». На этот раз речь пойдёт о театре «Непрофи», которому исполняется пять лет.
«Непрофи» – коллектив единомышленников, куда под предводительством профессионала, режиссёра и актёра Дмитрия Карыгина, входят непрофессиональные актрисы: инженер Елена Шелухина, врач Вера Ушакова, психолог Юлия Козлова. В репертуаре «Непрофи» четыре спектакля, которые театралы могли видеть на сцене театра кукол, а также на «Мансарде».
20 ноября зрителям вновь покажут спектакль «Ты никогда не каталась на верблюде...» по пьесе итальянского драматурга Альдо Николаи в переводе Валерия Николаева.
– Расскажите, с чего всё началось?
Вера Ушакова: Пять лет назад мы собрались этим составом и приступили к репетиции нашего первого спектакля «Комната «Адюльтер» по пьесе Галины Лавриненко. Тогда с нами был Михаил Безроднов, который сейчас не входит в состав «Непрофи». Постепенно стали работать не только над нашими спектаклями, но и над собой: посещали мастер-классы по актёрскому мастерству, техники речи, сценическому движению у астраханских актёров.
– Дмитрий, как вам работается с девушками?
Дмитрий Карыгин: Мы работаем с взаимным интересом. Актрисы театра «Непрофи» объединились не по женской прихоти «поиграть в театр». За их интересом стоит желание работать. До создания театра я участвовал в расширенном проекте, где познакомился с Верой и Леной. Позднее возник более узкий состав, в который влилась Юля.
Для меня важно, что они готовы на эксперименты. Несмотря на то, что формально в современном театре такое понятие, как амплуа, отменено, от него никуда не денешься. Каждый профессиональный актёр, находясь в условном ящике своего амплуа, всё время пытается из него вырваться. Вера, Лена и Юля, не являясь профессиональными актрисами, также невольно ощущают себя в определённых рамках. Я же пытаюсь помешать им идти по проторенной дорожке, помогая выйти из внутреннего круга ощущений, чтобы показать себя с неожиданной стороны, с которой их никто не знал.
– Сложно ли совмещать увлечение театром со своей работой, семейными делами?
Юлия Козлова: Я попала в коллектив случайно, срочно нужно было заменить уехавшую актрису. Но потом втянулась в процесс, и мне понравилось. Иногда бывает сложно найти время, которое бы подходило всем. Приходится подстраиваться друг под друга, ведь сойтись в единой точке бывает проблематично. Моя семья радуется, когда выходит новый спектакль. Муж и дети поддерживают, размещают в соцсетях анонсы наших постановок.
– Какие вещи вдохновляли вас быть вместе эти пять лет?
Елена Шелухина: Мы познакомились с Верой, когда работали в спектакле «Валера», поставленный по пьесе Галины Лавриненко. Я играла женщину, которая эмоционально переживала за маму. Тогда мы почувствовали, что нам нравится заниматься театром. Иногда кажется, что в прошлой жизни я была великой драматической актрисой. Какие-то вещи всплывают из подсознания.
– В спектакле «Ты никогда не каталась на верблюде...» ваша игра производит на публику впечатление. По какому принципу шло распределение ролей?
Д.К: Пьесу, написанную на три женских роли, мы искали все вместе. В общей массе подобного материала сейчас много, но большая часть – проходные и сиюминутные пьесы. Они похожи на фрагменты сериала. Когда зрителю нечего сказать, получается скучно и банально. Разыгрывать некий скетч не интересно. Тратить время на такие сюжеты и убеждать зрителей, что это здорово, не хочется.
Обычно пьесы на трёх женщин построены в форме диалога, в котором они обсуждают свои любовные победы или неудачи в личной жизни. Пьеса Альдо Николаи сложней. Статус героинь разный: мать, дочь и прислуживающая им соседка. Мы попытались иностранную пьесу, не меняя в ней ничего, адаптировать к нашей действительности. Если в советские годы, в театре играли спектакли, поставленные по произведениям зарубежных авторов, как это было у них, то мы сделали так, как будто эта история про нас.
Распределяя роли, пытался сделать из наших актрис персонажей, не похожих на них в реальной жизни. Мы постарались игнорировать возрастные рамки. Елена прекрасно справилась с ролью 90-летней дамы, которая не годам бойкая и энергичная, про таких говорят: «всех переживёт». Она сыграла женщину, прожившую долгую жизнь, опыт которой позволяет вести себя столь нагло и самоуверенно.
Юлю, появившуюся на сцене в образе соседки, не узнали многие наши постоянные зрители, видевшие её в других ролях. Мы придумали ей акцент и своеобразную манеру речи, который придал ей определённый колорит.
Вера энергичный человек, но её героиня принадлежит совершенно к другому психотипу. Во время репетиций много спорили, какой должна быть её Эльза. Спустя пять месяцев работы получили результат, которого добивались. Некоторые зрители смотрели этот спектакль по несколько раз и готовы видеть его ещё.
– Ждать ли поклонникам театра «Непрофи» новых постановок?
В.У: Сейчас мы репетируем спектакль с рабочим названием «Три Ж на пике». Пьесу английского автора нашла для нас Лена. Я списалась с переводчиком, который разрешил нам внести в текст изменения, что мы и сделали. По сюжету три женщины совершают восхождение на вершину.
Д.К: Любое покорение жизненных высот меняет людей. В нашем случае восхождение на пик героинь является и буквальным и метафорическим. Наши героини идут в этот поход в память о подруге, которая регулярно поднималась на эту гору. Спектакль повествует о том, что каждое наше устремление требует не только физических, но и моральных трат.
– «Непрофи» действует исключительно на ваши личные средства или есть какая-то иная поддержка?
Ю.К: Спонсоров нет. Все постановки делаем за свой счёт. Пытаемся зайти с заявкой на какой-нибудь грант, поддерживающий развитие частных театров.
В.У: Находимся в поисках гранта, но не уверены, может ли их получить непрофессиональный театр. Хотим, чтобы на нас обратили внимание представители местного минкульта. Как мне кажется, что театр такого формата в Астрахани единственный. Нас приглашали на театральный фестиваль в 2020 году, но из-за известных ограничений эта поездка не состоялась.
– Ваш коллектив планируется расширится?
В.У: Пользуясь случаем, хочу пригласить в наш коллектив мужчин, которые хотят попробовать себя на сцене, возможно, уже имеющие какой-то театральный опыт. Поэтому ждём заявок от талантливых соискателей от 40 лет и выше. Нам попадаются интересные пьесы, требующие мужского участия. Связаться с нами можно по этой ссылке.
У нас идея сделать три моноспектакля на каждую из нас, которые можно показывать одним вечером. А пока ждём всех 20 ноября в 18 часов на нашем спектакле «Ты никогда не каталась на верблюде…», который мы покажем на сцене театра кукол. Приглашаем молодых людей, тем более, что они смогут воспользоваться Пушкинской картой.