Астраханский газовик поведал премудрости и секреты охоты и рыбалки
В конце сентября в Астраханской области открывается охотничий сезон. Среди работников Общества «Газпром добыча Астрахань» немало тех, кто увлекается охотой и рыбалкой. Один из них – оператор товарный участка по приготовлению технологических растворов и хранению метанола службы материально-технического и административно-хозяйственного обеспечения ГПУ Александр Николаевич Амосов.

Александр Амосов трудится на Астраханском газоконденсатном месторождении с 2000 года. Специальность «Эксплуатация и разработка нефтяных и газовых месторождений» он получил в Самарском государственном техническом университете.

– На участке по приготовлению технологических растворов и хранению метанола мы осуществляем приёмку (слив), хранение и отпуск (налив) различных химических реагентов, которые в дальнейшем применяются в технологических процессах на АГКМ, а также готовим растворы ингибиторов коррозии различной концентрации. Говоря по-простому, – это химия для обработки скважин, – говорит Александр Николаевич.

С МАЛЫХ ЛЕТ – С УДОЧКОЙ В РУКАХ
Родился Александр в селе Икряное.

– Наш род Амосовых ведётся с самого основания Икряного. Село возникло в 1790–1791 годах из 77 душ. Среди основателей был и мой пра-пра-прадед, бежавший от голодной жизни из Рязанской губернии в Нижнее Поволжье, – утверждает собеседник «Пульса Аксарайска».

В Икряном все – рыбаки. Это понятно уже из названия села. Там чуть ли не рождаются с удочкой в руках.

– В детстве мы, конечно, на спиннинг не ловили. Использовали сети. Между прочим, при правильном подходе это – самая гуманная разновидность лова. Какая рыба тебе нужна, такую сетку и ставишь: с ячейками покрупнее или помельче. Ненужную рыбу отпускаешь. Но, к сожалению, у многих просыпается жадность.

Поэтому сети и под запретом. Меня учили брать у природы лишь столько, сколько тебе надо – не больше. Многие этого не понимают, – вздыхает работник ГПУ.

ГЛАВНОЕ – ПРОЦЕСС, А НЕ РЕЗУЛЬТАТ
По словам Александра Амосова, у каждого вида рыбалки своя изюминка.

– Зимой – это одно, летом и весной – другое. Поздней осенью, в ноябре, тоже интересно. Зимняя рыбалка – это лёд, мороз, ветер… Сидишь над лункой, или, если ловишь щуку, выставляешь удочки по кругу. Сначала делаешь разведку – определяешь, где щука может находиться. Круг у нас получается до трёх километров. Замечаешь, какой угол работает, переставляешь удочки туда. Целая наука! – улыбается астраханец. – Например, как-то раз мы ловили на малька. Не клюёт, и всё! Хотя знаем, что рыба есть. Оказалось, нужно было местного малька наловить, из той же речки. На привозного рыба не реагировала. И как дали ей знакомого малька – стала брать. Премудростей очень много.

Домашние Александра Николаевича увлечения главы семьи разделяют. Уже на протяжении 27 лет Амосовы на майские праздники обязательно выезжают всей семьёй в окрестности села Гандурино. Не потому, что там место какое-то особенно рыбное. Просто очень приятно побыть на природе.

– В рыбалке главное – процесс, а не результат. Конечно, бывает, что ты приедешь откуда-то издалека пустой. Да ещё и измотанный, еле ноги волочишь. И, не дай Бог, с машиной что-то случилось. Расстроишься. Но потом понимаешь – всё равно провёл время хорошо. И на рыбалке, и на охоте ты постоянно на адреналине. Усталость появляется, только когда возвращаешься домой. Но это – приятная усталость, – говорит Александр Амосов.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОХОТНИЧИЙ СТАЖ – БОЛЬШЕ 30 ЛЕТ
По словам Александра Николаевича, каждый охотник – рыбак. Но не каждый рыбак – охотник.

– Не помню, сколько мне было, когда отец в первый раз взял с собой на охоту. В Икряном охотились с ранних лет, мы с братом – не исключение. Следовали за отцом, как два хвостика. Он держал собак, мы ходили и на лису, и на енота, и на кабана. Сейчас у меня только официальный охотничий стаж более 30 лет, – рассказывает Александр Амосов.

Осенний охотничий сезон в Астраханской области разнообразен. Сначала идёт пернатая дичь, ближе к зиме – заяц, лиса, енот, а также кабан.

– Раньше и сайгаков очень много было. Они к Икряному подходили, буквально отирались возле домов. А вообще, каждая дичь представляет свой интерес – утка, заяц, фазан... На гуся, например, у меня терпения не хватает. Есть среди друзей гусятники, которые могут часами лежать, не шевелясь. Караулить его нужно с 12 ночи и до утра. Нервы должны быть стальные. Я так не могу – терпения не хватает, – признаётся охотник.

«О, ЛУНАТИКИ ПОЛЕТЕЛИ»
Как водится, с охотниками часто происходят удивительные вещи, а свои истории они могут рассказывать часами. И всегда – с юмором и вниманием к деталям.

– Случаев на охоте очень много, – соглашается Александр Амосов. – Например, как-то поздней осенью мы были на взморье. На куласе отошли от банка километра на три. Отстояли вечерянку, и вдруг – гусь пошёл. Ночь, темно, а он идёт и идёт. Мы не поймём, что такое.

Гуся слышно, но видишь его буквально долю секунды. Утром рассвело, смотрим – кругом лёд! И не тоненький резун, а сантиметра в три толщиной. Человека ещё не держит, но уже и просто так не ломается. Ветер северный задул, вода ушла, – и всё подмёрзло. В общем, выбирались мы оттуда двое суток. Поломали два мотора. Но выбрались!

Или вот ещё история. Как-то на море с нами утка дикая неделю жила. У меня даже где-то фотография осталась. Приплыла – и вокруг нас крутится. Думали, может, раненая или больная – да нет, всё в порядке. Посадили её в кулас – она сидит. На море мы обычно остаёмся неделю, и всю эту неделю она была с нами.

Мы её покормим, отпустим, она поплавает – и возвращается, сама в лодку лезет. Думал взять её домой, но потом решил – пусть остаётся там, где ей место.

Бывает, видят охотники и НЛО. В основном, в степи: то огоньки, то какие-то точки на небе.

– Сколько раз было – сидим втроём у костра. Кто-то наверх взглянет – о, «лунатики» полетели. Уже и внимания на них не обращаем. Нас не напугаешь, – смеётся астраханец.

НАСТОЯЩИЙ ОХОТНИК ПРИРОДЕ НЕ ВРЕДИТ
К сожалению, встречаются среди охотников те, кто относится к природе по-хищнически.

– Это, в основном, туристы из других регионов. Садятся на маломерные суда с пропеллером сзади – мы их называем «чертогон» – и вперёд. Если идти по Тишковскому банку, прямо перед морем есть такая Чирочья частина. Там собирается столько птицы, и кого там только нет! Раньше очень много фламинго было. Но теперь на этой частине птицу редко увидишь. Заезжает такая лодка с пропеллером, где человек десять с пятизарядными ружьями. И начинают палить во все стороны. Страшно!

Птица в такие места потом подолгу не приходит. Это не охотники, а варвары, – говорит Александр Амосов. – Настоящий охотник никогда вредить природе не станет. Так ты вредишь самому себе. Нас ещё старики учили, какого размера должен быть зверь или птица, чтобы мы не нанесли урон всей популяции. Нам же самим потом охотиться будет не на кого. Ведь охота – это для удовольствия, а не чтобы добыть побольше мяса. Сидишь, тишина, солнце ещё не взошло. Слышишь – где-то рядом крылья зашуршали. Красота!

Ещё одна проблема – то, что в последнее время многие ерики на взморье превращаются в самое настоящее болото. Причина неожиданная – лотос.

– Да, он красивый, но сейчас буквально забил все рыбоходы. Косить его нельзя – запрещено. Там, где он появляется, речка буквально за три года вся зарастает лотосом, камышом, чаканом, – делится охотник.

ЖДЁМ ХОРОШЕГО СЕЗОНА
Охотничий сезон в Астраханской области открывается в конце сентября.

– Мы пока на охоту не едем – жарко. Начинаем где-то с середины октября. Когда едешь на море, у тебя обязательно должно быть два ружья, на лодке – два мотора. Нужно быть готовым ко всему. Вполне можешь оказаться совсем один в радиусе 15-20 километров, когда помочь будет просто некому. Надеяться нужно на себя. Ну и, конечно, на друга. Товарищей, с которыми ездим на охоту, знаю от и до, – говорит Александр Амосов.

На вопрос, что посоветовал бы начинающим охотникам или тем, кто только задумывается попробовать себя в этом виде досуга, Александр Николаевич отвечает:

– Нужно найти себе наставника. И он уже тебя натаскает. Не стесняться, знакомиться с опытными охотниками. Как правило, если у человека есть время, он не откажет – возьмёт с собой, покажет, что к чему. Подскажет, какое ружьё нужно для начала. А всё остальное уже будешь узнавать на практике: как стрелять, где какая вода и так далее. Сейчас вот у меня сын начинает. Есть у нас в семье ружье, которое переходит по наследству. Мне его отец подарил. Я, естественно, подарю сыну. Сейчас он, правда, живёт в Санкт-Петербурге, но каждый год приезжает сюда, и мы едем на недельку на море.

В этом году, по мнению Александра Амосова, охотничий сезон обещает быть хорошим.

– Воды было много, и она долго стояла. Значит, птица имела возможность гнездоваться. В прошлом году, если помните, осенью нам устроили половодье – не вовремя спустили воду с Волжской ГЭС, и птица ушла. Ей ведь надо кормиться. Сейчас, если не произойдёт ничего непредвиденного, птицы должно быть много. Так что ждём удачного охотничьего сезона, – улыбается Александр Амосов.

Подготовил Александр КУЗНЕЦОВ, «Пульс Аксарайска»