Уже трудно представить облик нашего города и его культурную составляющую без Астраханского театра оперы и балета. Крупнейшее в регионе учреждение культуры является самым молодым среди всех государственных театральных коллективов. Каждый, кто попадает в величественное здание на границе двух городских районов, с трудом представляет масштаб и потенциал этого регионального центра зрелищного искусства.
AST-NEWS.ru прогулялся по недоступным для зрителей уголкам АГТОиБ, где создаётся всё, что публика видит, находясь в зрительных залах и многочисленных пространствах любимого театра.
Заблудиться в лабиринтах огромного строения — проще простого. Но наш гид — менеджер по реализации творческих проектов театра Ольга Пряхина. С ней не заплутаем!
– Кто чаще участвует в театральных экскурсиях – астраханцы или приезжие?
Ольга Пряхина: В равных частях. Бывает, что астраханцы, прогуливаясь по парку, решают посмотреть, что находится внутри здания. Часто приводят иногородних родственников. Гости города посещают нас группами и индивидуально. Немало вдохновившихся прогулкой по театру возвращаются сюда уже в качестве зрителей.
Многие астраханцы, привыкшие сидеть в партере, никогда не были на ярусах и не видели театральных пространств, расположенных у нас повсюду. Иногда на экскурсиях люди открывают для себя совершенно другой театр, им ранее незнакомый.
АГТОиБ обладает современным техническим арсеналом, позволяющим воплощать на сцене самые смелые постановочные задумки. На этой неделе состоится премьера оперы «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева, подробности которой можно узнать из нашей беседы с главным режиссёром театра Алексеем Смирновым.
А пока делимся снимками декораций готовящегося спектакля.
Гигантские игральные карты и волшебные апельсины — это лишь малая часть того, что можно увидеть 20–21 апреля.
В одном из карманов сцены находятся пульты технического управления спектаклями и место для помощника режиссёра. Отсюда объявляют выходы артистов и дают команды сотрудникам, отвечающим за техническое сопровождение.
Огромные массивы декораций поднимаются на сцену с цокольного этажа к каждому спектаклю с помощью механизмов.
Театральные подвалы – это отдельная история: там можно встретить декорации к репертуарным спектаклям.
На самом нижнем этаже под сценой находятся механизмы для её трансформации.
Часть планшетов опускают в театральный трюм.
Монтировщики сцены загружают всё необходимое для спектакля, после чего конструкция поднимается.
Здесь есть и погрузочная веранда, откуда декорации вывозят на гастроли или на кремлёвские постановки.
В комнатах недалеко от сцены хранится часть костюмов для ближайших спектаклей.
Их приносят сюда костюмеры из гардеробных и разносят по гримёркам с обеих сторон сцены.
В театре есть помещения для хранения костюмов оперной труппы, балета, хора и миманса.
Перед тем, как их наденут артисты, костюмы подвергаются чистке, стирке, глажке, при необходимости – починке. Поэтому все сценические облачения смотрятся идеально, а исполнители чувствуют себя в них комфортно. Костюмеры тщательно следят за состоянием более пяти тысяч костюмов, хранящихся в театральных кладовых, многие из которых – раритеты.
В таком же идеальном порядке хранится и театральный реквизит, который делают в бутафорском цехе.
Сейчас изготавливают маски и другие элементы для балета «Анна Каренина», премьера которого состоится в конце сезона.
Большинство костюмов для спектаклей производят в пошивочных цехах – мужском и женском.
Они, как обувной и бутафорские цеха, расположены на последнем, 10 этаже.
Часто мастера перешивают костюмы, подгоняя их под новых артистов. Случается, что исполнители худеют или поправляются, поэтому один и тот же костюм может менять размер по несколько раз.
Над головными уборами различной конфигурации трудятся в отдельной мастерской. Кстати, здесь тоже полным ходом идёт подготовка к «Анне Карениной».
Никакой театр не может обойтись без гримёрно-постижёрного цеха, куда перед выходом на сцену приходят артисты.
После каждого спектакля парики проходят обработку или стираются. Мастерам приходится менять причёску и грим молниеносно, когда по ходу действия персонажи меняют по несколько образов.
В театре есть несколько репетиционных залов, предназначенных для балетной и оперной труппы, оркестра и хора.
В Астраханском театре оперы и балета работает порядка 600 человек. Одни пришли в коллектив совсем недавно, а другие, как заведующая литературно-драматургической частью Наталья Туриева, служили ещё в Музыкальном театре в парке «Аркадия»…
– Наталья Кирилловна! Вы помните строительство нового здания АГТОиБ?
Наталья Туриева: Помню, как некоторые возмущались, что на месте заброшенного парка имени Ленина начали возводить грандиозное сооружение. В противовес этому мнению я писала тогда в СМИ, что на месте захолустья спустя годы появится по-настоящему прекрасный и современный парк. Сейчас уже можно говорить, что все опасения некоторых наших земляков были необоснованны. Теперь наш театр, окружающий его парк, стал настоящим брендом региона.
Войдя в новое здание, отметила, что в нём было много несовершенств, но постепенно театр обживался, устраняя неполадки. Первое время мы блуждали по бескрайним театральным пространствам и коридорам, не в состоянии разобраться в навигации. Но все трудности были ничтожны в сравнении с энтузиазмом, который дарит это невероятное здание. Чего стоит только одна сцена с её невероятным оснащением.
– С 2012 года театр стал осваивать площадку в Астраханском кремле…
Н.Т.: Это было по-настоящему грандиозное явление. Со всего города к нам приходили толпы волонтёров, желающие участвовать в первой постановке проекта «Русские оперы в Астраханском кремле» – спектакле «Борис Годунов». Тогда на наших глазах оживала история России и формировалась история нашего театра. Наш художественный руководитель Валерий Владимирович Воронин пришёл ещё в Музыкальный театр в «Аркадии», но с пониманием того, что ему придётся создавать нечто большое и новое. Он создавал коллектив совершенно иного формата, соответствующий масштабу самого здания.
– Насколько за эти годы изменились театр и публика?
Н. Т.: Значительно поменялся состав труппы, что для музыкального театра дело обычное. Людей, создававших АГТОиБ, в коллективе осталось не так много. Очередное поколение сотрудников приходит к нам с новыми силами и эмоциями.
Нас до сих пор посещают театралы, которых я помню по прошлым десятилетиям. Но сейчас сформировалась новая формация зрителей – это повзрослевшие дети, которых раньше приводили сюда родители.
С историей Астраханского государственного театра оперы и балета можно познакомиться в музее, расположенном на 5-м этаже. Среди множества экспонатов есть две колоритных скульптуры Бетховена, с которыми связана одна забавная история.
О. П: Фигуры Бетховена подарены нашему музею несколько лет назад бутик-отелем «Рыбзавод». Они являются частью оригинальной инсталляции «Людвиг ван Бетховен — Ода „К радости“», созданной немецким скульптором Оттмаром Хёрлем к 250-летию со дня рождения композитора.
Однажды сотрудники мне сказали, что одна из фигур Бетховена исчезла из музея. Я начала искать пропажу, которая обнаружилась за стеклом нашей инсталляции, стилизованной под старинную гримёрку. Кто-то из гостей музея поместил нашего Бетховена под пачкой балерины, решив, что ему там будет комфортнее. С тех пор стали называть зелёную статуэтку хранителем нашего музея.
Совершать путешествия по Астраханскому театру оперы и балета можно бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое, неожиданное, прекрасное и вдохновляющее.