В Астраханской картинной галерее открылась выставка «Путь в четверть века» Игоря Парахина – члена Союза художников России, замглавы правления регионального отделения СХ РФ, преподавателя художественного училища. Его полотна отличает экспрессия красок и чистота образов, тонкая индивидуальность, дарящая неподдельные эмоции. Персональная выставка мастера приурочена к 25-летию его творческой деятельности. AST-NEWS.ru встретился с мастером, чтобы подробнее узнать о тонкостях профессии.
– Как вы стали художником, с чего всё началось?
– Я родился в Калмыкии, в городе Лагань, тогда он назывался Каспийский. Через год наша семья переехала в Астрахань. Долгое время мы жили в общежитии работников культуры. Родители преподавали в Астраханском художественном училище имени Павла Алексеевича Власова. Мама, Наталья Петровна, работает там по сей день, обучает студентов анатомии и психологии. Отец преподавал рисунок и живопись.
Обстановка в семье способствовала моему приобщению к творчеству без особого принуждения, естественным путём. Тогда училище располагалось в кремле, там я проводил много времени с отцом. С раннего детства жил в особенной атмосфере: запах красок был для меня делом привычным. Так жизнь сама привела меня к мольберту.
Я учился в нашей знаменитой первой художественной школе у замечательного преподавателя Юрия Дмитриевича Алфеева. В 1991 году поступил в училище на отделение живописи. Потом продолжил образование в Курском государственном университете.
– Вы много пишете Астрахань. Есть на ваших полотнах места, которые в городе уже исчезли?
– В моей мастерской таких работ много. Когда перебираю их или готовлюсь к выставкам, понимаю, что запечатленные на них места пропали навсегда. Это касается не только отдельных домов, но и целых кварталов. Некоторые запечатлённые мной улицы полностью поменяли обличие.
– Насколько профессия позволяет чувствовать себя уверенным в жизни? Испытываете муки творчества? Или они миф?
– Когда задумываешься над своим творчеством, в голове иногда происходят противоречия между своим практическим и духовным началом. В социуме тяжеловато мириться с некоторыми вещами, которые воспринимаются художником несколько иначе, чем человеком иного склада. Внутренняя борьба для художника – необходимая вещь, ведь окаменевший мозг ничего хорошего выдать не может.
Если пишу с натуры академические вещи, я не могу их щёлкать, как на фотоаппарат, а трансформирую изображение под собственное видение. Конечно, можно остановиться на том, чтобы грамотно и профессионально передать действительность, но иногда хочется превратить её в сказку, закрутив композицию особым образом.
Даже когда пишу старые улочки и дворы, стараюсь превратить их в нечто волшебное, создающее особый дух. Сухая передача увиденного не даёт ощущения души художника. Зритель воспринимает именно этот, переработанный через себя мастером, материал.
В социальной жизни отношусь ко всему позитивно. Мой отец всегда говорил, что каким бы художником ты не был, в какое направление бы не ушёл, прежде всего, надо оставаться человеком и постоянно контролировать себя.
Я же могу сказать, что профессиональных высот можно достичь только постоянно совершенствуя своё мастерство.
– Расскажите о деятельности регионального отделения Союза художников России.
– Это общественная, свободная и независимая организация. Художники старшего поколения вспоминают, что Союз в советские времена давал определённые льготы, том числе, безвозмездное пользование мастерскими. Сейчас таких привилегий нет.
Главная идея объединения состоит в осуществление выставочной деятельности. Сколько бы ты не работал в уютном мире своей мастерской, необходимо выставлять плоды своего творчества на больших площадках.
Союз художников позволяет вывозить работы в другие города, тем самым укрепляя межрегиональные творческие связи. Статус члена Союза открывает возможность для участия во всероссийских выставках.
У профессионального художника всегда должны быть работы, которые он может в любой момент предоставить на выставку. В Астраханском отделении СХ РФ меньше пятидесяти человек. Союз стареет, в нём много людей преклонного возраста. Обновление идёт медленно, не в том ритме, что в несколько десятилетий назад. Есть интересные молодые художники, но не факт, что они останутся в Астрахани. Несколько моих студентов поступили в Московский художественный институт имени Сурикова и Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина, оставшись там.
– Признание для художника важно?
– Безусловно. Оно воодушевляет и стимулирует для дальнейшего творчества. Но важно ценить не себя в искусстве, а искусство в себе. Когда художник становится востребованным, важно не перейти в конъюнктурное производство исключительно для заработка.
– Занятие живописью требует постоянных материальных вложений. Из каких составляющих складывается стоимость картины?
– Картина – авторская вещь. Фамилия и статус художника влияет на цену полотна. Если приобретаемая работа экспонировалась на каких-то престижных площадках и занесена в выставочные каталоги, это также повышает её стоимость.
Закупая материалы, не думаю о том, что должен их непременно окупить: в творчестве такие моменты не могут стоять на первом плане.
– Какие художественные направления актуальны сегодня?
– Каждый автор выбирает своё направление в творчестве, но имея опыт академической школы, точно не потеряешься. Имея за плечами реалистическую школу, есть возможность себе позволить любой эксперимент: трансформировать формы, жонглировать цветами и оттенками, искать необычный рисунок и композицию…
Современное европейское искусство практически отошло от академизма. В Китае, где я был в командировке, он в почёте. Реалистическая школа – сложнейший вид изобразительного искусства. Необычайно трудно передать изображаемый объект и отношение к нему художника, чтобы появилось авторство, чтобы без подписи в углу можно было узнавать руку творца.
– Какой уголок нашей Астрахани вы бы хотели запечатлеть в ближайшее время?
– На моей выставке в Догадинке есть одна работа – на ней изображён крест, стоящий на месте разрушенной Крестовоздвиженской церкви. На него очень интересно упал свет, из-за которого я его увидел по-особенному. Потом пришло решение передать своё впечатление через холодные тени от деревьев на переднем плане перед освещённым крестом, другие детали. У меня нет цели – обратиться к тому или иному месту, главное – собрать образ в голове.
Однажды ловил на Волге судаков, проплывая на лодке со стороны Золотого затона, и увидел морской порт. Так родилась идея написать триптих, который тоже можно увидеть на действующей выставке. Прочувствовал силу ветра и волны, поднимающие мою лодку, прежде чем взялся за эту работу.
Заложенных планов у меня, как у художника, нет. Идеи рождает вдохновение и сама жизнь.
Выставка Игоря Парахина «Путь в четверть века» работает до 3 апреля.
Екатерина Некрасова