Во время послания губернатора Астраханской области Александра Жилкина думе Астраханской области и исполнительным органам государственной власти, посвящённое инвестиционному климату и инвестиционной политике нашего региона на текущий год единственными невнимательными слушателями оказались высокопоставленные чиновники администрации города Астрахани: мэр Столяров и его заместители Ситников, Диденко и Лебедев.
Увлекательной беседой, сопровождающейся нескрываемым весельем, было занято руководство мэрии на протяжении всего выступления губернатора Александра Жилкина в большом зале резиденции губернатора.
Было видно, как редко встречаются горе-градоначальник и его подчиненные. Сколько рабочих вопросов накопилось! А тут такая возможность устроить совещание в первом ряду, у всех на глазах! Пусть знают, что работа кипит каждую минуту, пусть даже не свободную.
Судя по мимике и жестикуляции руководителей мэрии, рабочая атмосфера в горадминистрации, несмотря на жёсткую и заслуженную критику общества, а также кучу уголовных дел, исключительно радостная. В то время, когда губернатор Астраханской области рассказывал о планах региональной власти на 2013 год, Ситников и его подсудимый коллега Диденко постоянно лыбились, отпуская шуточки друг другу, увлекая в свой междусобойчик своего босса Столярова. Тот, как человек старого воспитания, пытался одновременно и смотреть в сторону губернатора, и слушать весёлые разговоры своих замов. Совмещать приятное с полезным оказалось для мэра затруднительно, и он регулярно окунался в их беседы с головой. Буквально так и выглядело!
Лебедев реже принимал участие в беседах своих коллег - то ли от того, что от основных рассказчиков его отделяла крупная фигура Столярова, то ли от того, что он был погружен в свой мобильник. Но время от времени (послание длилось 40 минут) тоже принимал участие в, судя по всему, занимательной беседе, закрывая при этом ладошкой своё лицо от трибуны с губернатором.
А между тем, Александр Жилкин рассказал много интересного и полезного.
Прошедший 2012 год стал началом второго этапа реализации стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, который определил его стартовые условия и обозначил главные цели на ближайшие пять лет.
Как у нас принято, цели эти амбициозные, очень сложные, и главное условие их воплощения – это формирование инвестиционного потока, необходимого для достижения намеченных макропоказателей.
Александр Жилкин ориентируется на командный принцип работы. Команда, которой предстоит решать поставленные задачи, это не команда правительства, а команда, представленная всеми категориями общественных, политических, хозяйствующих, экономических и административных институтов. Основные действующие лица - предприниматели, которым предстоит непосредственно заниматься освоением инвестиций, превращая их в новые основные фонды, рабочие места и, безусловно, в продукцию и услуги; законодатели, от которых во многом зависит нормативно-правовое обеспечение благоприятного инвестиционного климата. Управлять, координировать командную деятельность будет правительство Астраханской области в тесном взаимодействии с главами местного самоуправления.
В результате реализации первого этапа Стратегии произошли принципиальные изменения социально-экономического пространства области. Валовой региональный продукт в 2012 году впервые превысил рубеж в 200 млрд рублей и вырос за год более чем на 9%. Напомним, что в 2006 году валовой региональный продукт был всего 50 млрд рублей.
По всем экономическим показателям темпы роста в регионе в прошлом году были существенно выше среднероссийских. Например, по ВРП - более чем в 2,5 раза (ВВП по России - рост на 3,4%, а у нас 9%). Ускоренное развитие отмечается практически во всех основных отраслях.
Как и на первом этапе, «локомотивом» ускоренного развития выступает промышленность. Именно здесь в 2012 году произошёл основной рывок. Объёмы промышленного производства за год возросли более чем на четверть. Неслучайно Астраханская область заняла второе место в Российской Федерации по темпам промышленного производства. На втором этапе реализации Стратегии рабочими темпами должен стать 30-ти процентный прирост индекса промышленного производства, на который мы должны выйти уже в 2013 году.
Экономический рост базируется на созданной системе привлечения инвестиций. В экономике Астраханской области за пять лет их объем составил более 340 млрд рублей. И это учитывая, что 2,5 года вся страна, весь мир находился в жесточайшем финансово-экономическом кризисе. В 2012 году в основной капитал области было вложено около 82 млрд рублей. Это на 20 млрд больше, чем в 2011 году. Сегодня инвестиционную базу регионального развития составляют более 200 крупных проектов, уже полностью просчитанных, на которые губернатор делает ставку стоимостью около 10 млрд долларов.
Доля инвестиций в ВРП - более 40%, что в два раза превышает среднероссийский уровень (в Российской Федерации - 19,8%). Закономерно, что Астраханская область находится в десятке лучших субъектов Федерации по показателям экономического и социального развития. Мы постоянно повышаем свой социально-экономический рейтинг среди российских регионов.
Высокую инвестиционную привлекательность нашего региона подтверждает и рейтинговая оценка ведущих российских и международных агентств. В инвестиционном рейтинге российского бизнес-журнала «Эксперт» Астраханская область входит в первую тридцатку регионов по инвестиционному климату и инвестиционному риску (среди 83 субъектов Российской Федерации). Подобный рейтинг подтверждает и авторитетный журнал Forbes.
Около трети инвестиций (100 млрдруб.) вложено в добычу полезных ископаемых. Астраханская область признана перспективной для реализации крупнейших проектов освоения углеводородных ресурсов и формирования нового крупного газо- и нефтедобывающего центра России. За пять лет объёмы производства в этой отрасли выросли более чем в 4 раза. Это дало существенные дополнительные налоговые доходы в региональный бюджет и позволило решить ряд важнейших социальных проблем нашего региона.
Отрасль обеспечивает наибольшие темпы роста объёмов основных фондов – за 4 года их стоимость возросла почти в 10 раз.
При этом реализуется принцип диверсификационного развития экономики, где доля топливно-энергетического комплекса в ВРП постоянно снижается за счет опережающего развития иных отраслей.
Получается так, что ТЭК создаёт возможности для притока инвестиций в смежных отраслях обрабатывающей промышленности. Примером являются все отрасли, в том числе судостроение. Но ярким примером явился построенный в конце прошлого года холдингом «Балластные трубопроводы СВАП» уникальный завод по нанесению утяжеляющего защитного бетонного покрытия и изоляции трубопроводов.
ТЭК для нас сегодня является «форсированным инвестиционным двигателем», обеспечивающим обновление производственной базы региона.
Новый пример. На днях дан старт строительству завода по сжижению газа, который не просто даст новый продукт или более высокую глубину переработки нашего природного богатства, но и на другой уровень развития и загрузки выводит, к примеру, Астраханский тепловозоремонтный завод.
Выход на новый технологический уровень промышленной базы нашего региона обеспечивается реализацией проектов, связанных с нефтесервисным обслуживанием и выпуском необходимого оборудования. Это проекты создания центра производственной базы компании «Шлюмберже», развития инфраструктуры и производства оборудования, необходимых для транспортировки добычи углеводородного сырья на Каспии. По этому поводу будет проведено специальное совещание в апреле председателем правительства Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым у нас в регионе.
Инвестиционную привлекательность области во многом обеспечивает развитость ее энергосистемы. За последние годы удалось сделать существенный рывок в ее модернизации. Общий объем средств, вложенных за 5 лет в развитие ресурсоснабжающей инфраструктуры нашего региона, составил около 20 млрд рублей. Но работа продолжается.
Мы должны наращивать свои усилия потому, что темпы потребления электрической энергии по прошлому году или рост их потребления составил 8,8%. Это очень опасные темпы роста при существующей энергосистеме и возможностях ее пропуска, потому что безопасно, когда этот показатель составляет где-то 3-4%. Наши темпы - это что-то запредельное. Потому необходимо формировать проекты, которые бы обеспечивали ускоренное развитие энергосистемы. Над этим сейчас усиленно работает региональная власть. В этом году, считает губернатор Астраханской области Александр Жилкин, у нас рост составит 10%. Об этом он говорил с министром энергетики РФ Александром Новаком, т.к. здесь нужна будет поддержка правительства Российской Федерации в плане направления инвестиционных ресурсов в действующую систему.
Сельское хозяйство и овощеперерабатывающая промышленность стали стартовыми площадками ряда важнейших инвестиционных проектов, которые позволили выйти на рекордные результаты. Выращивать 1 миллион 300 тысяч тонн или даже 1,5 миллиона тонн в год – это уже не проблема. Самое главное: чтобы получить эффект, необходимо правильно и круглогодично реализовывать продукцию и перерабатывать. Над этим сейчас идёт работа. Достаточно серьёзная база уже создана. Это 40 современных овощехранилищ, 4 оптово-распределительных центра.
Инвестиции в крупнейшие инфраструктурные проекты, связанные с развитием нашей транспортной и информационной системы, за пять лет превысили 80 млрд рублей.
Важнейшим направлением инвестиционной деятельности являются вложения в развитие человеческого капитала и социальной сферы, в повышение объемов и качества оказываемых государственных и муниципальных услуг.
Специалистам хорошо известно, что качество социальной среды определяет один из базовых показателей оценки инвестиционного климата региона. Поэтому, за 2008-2012 годы в развитие социальной сферы Астраханской области вложено более 27 млрд руб. инвестиций в основной капитал.
За эти годы была создана высокотехнологичная отрасль здравоохранения, которая является одной из самых современных на юге России и в Прикаспии. Хорошо, что к нам стремятся на лечение из других регионов. Важно использовать созданный потенциал для дальнейшего привлечения средств на развитие, в том числе с увеличением платных услуг и самоокупаемости действующих основных фондов.
Социальный эффект этих вложений трудно переоценить. Мы сумели переломить демографическую ситуацию, выйти из пресловутого «российского креста», и уже четыре года мы имеем естественный прирост населения, которого не было с 1990 года. В прошедшем году естественный прирост населения достиг рекордной величины - 2,5 тысячи человек. Увеличивается рождаемость. Повышается продолжительность жизни. Она уже за этот период повысилась на 5,2 года.
Следует понимать, что средства, которые направляются на восстановление культурного наследия, строительство театров, капитальный ремонт музеев, картинных галерей – это непосредственное улучшение материальной базы туризма, привлечение к нам деловых людей. Это значит создание дополнительных инвестиционных возможностей.
За прошедшие годы в регионе создан действенный механизм привлечения инвестиций. Мы используем максимум средств, которые допускает законодательство: это государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности, налоговые льготы, созданная инфраструктура поддержки инвесторов. Объем инвестиционных проектов, реализованных при непосредственной поддержке правительства Астраханской области, превысил за последние годы 70 млрд рублей.
Приход в регион крупных стратегических инвесторов («Лукойл», «Шлюмберже» и др.) демонстрирует эффективность действующей системы налоговых преференций.
Дальнейшее повышения благосостояния астраханцев непосредственно связано с существенным увеличением регионального бюджета. Это, в свою очередь, определяет, что при сохранении налоговой нагрузки на экономику валовой региональный продукт должен достигнуть к 2017 году порядка 400-450 млрд рублей. Это значит, мы должны практически в два раза за 5 лет его увеличить. Для это нам предстоит привлечь и освоить один триллион инвестиций, сохранив долю инвестиций в валовом региональном продукте на уровне не менее 45-50% в год. Это необходимо для программы ускоренного развития. И это не прожект. Достигнутые соглашения с ведущими компаниями, работающими в регионе, нашими партнерами, подтверждают реальность этих цифр.
Но предстоит серьезно поработать. Что же необходимо сделать?
Прежде всего, строительство - отрасль, которая неразрывно связана с освоением инвестиций. Всего за 2012 год объём строительно-монтажных работ составил 22 млрд руб. или примерно четверть от вложенных в экономику инвестиций.
Это нормальная пропорция, которая, скорее всего, сохранится. Следовательно, через 3 года строительная индустрия должна обеспечивать объем строймонтажных работ составит не менее 50 млрд руб. в год. И это минимальные объемы без учёта намечающегося существенного роста жилищного строительства, которое уже в этом году мы планируем увеличить на 30%.
Ещё более значительные темпы роста определены в дорожном строительстве. В 2012 году здесь было освоено 2,8 млрд рублей инвестиций. В 2013 году планируется 5 млрд рублей.
Думаю, что по мере строительства крупных объектов, таких как северный обход города Астрахани и мост через реку Волга, объем освоения инвестиций будет кратно возрастать и министерству строительства и дорожного хозяйства придется напряженно поработать.
На территории области создаётся особая экономическая зона. В конце квартала такое решение, скорее всего, уже будет принято Правительством России, потому что все соглашения уже подписаны. Как показывает мировая практика, это эффективный инструмент привлечения инвестиций. Уже есть предложения о создании в этой зоне ряда производств.
В регионе должна быть сформирована система профессионального образования, не просто учитывающая потребности инвесторов и предприятий, а ориентированная на них. Эта работа ведётся, но эффективность ее остается пока недостаточной. Основная проблема профессионального образования – несоответствие образовательных программ реальным и перспективным потребностям экономики региона. Особенно это касается программ профессионального уровня.
Решение поставленных задач невозможно без дальнейшего развития социальной сферы. Мы должны продолжить работу по превращению Астраханской области в современный европейский регион. Развитая социальная, культурная база прямо соотносится с инвестиционным потенциалом области.
Одной из главных задач является раскрытие инвестиционного потенциала региона, его привлекательности для инвесторов. Ведь какие бы замечательные условия не создавались в Астраханской области для ведения бизнеса, всё это будет бесполезно, если об этом никто не будет знать, кроме нас. В связи с этим в 2013 году будут активно продолжаться: выставочно-ярмарочная деятельность, участие во всевозможных форумах, конференциях, симпозиумах. При этом следует усилить эти мероприятия информационным продвижениям региона и поддержкой со стороны региональных и центральных СМИ.
Астраханский регион должен быть не первым среди средних, а лучшим среди лучших.
"Факт и компромат" № 9, 09.03.2013 г.