В начале этой недели стало известно, что Россия снова начинает экспортировать черную икру в Европу. Впрочем, о возобновлении добычи осетра речи не идет. На экспорт отправится лишь деликатес, произведенный "одомашненными" осетрами с рыборазводных ферм. А дикие стада "красной" рыбы по-прежнему останутся под действием моратория на вылов.
I'LL BE BACK
В начале 2000-х годов мы перестали продавать икру на Запад, потому что подошли к пониманию того, что если не остановить промышленную добычу, то осетр исчезнет полностью. Этот шаг был вынужденной и очень отважной мерой: мы практически добровольно отдали икорный рынок Ирану, который лова не прекращал и сформировал за эти годы свой собственный бренд "иранская икра".
Однако Каспий - море дружбы; общее на все пять стран. И осетры тут тоже общие, они не особо разбирают, где берег персидский, где российский. Неудивительно, что наступил тот момент, когда поставки иранской черной икры постепенно также начали сходить на нет. Как отмечают в Росрыболовстве, в последний год Иран практически прекратил поставки черной икры покупателям: продавать стало нечего.
Вот тут-то и настала очередь России снова взять инициативу на себя. В конце прошлой недели руководитель федерального агентства Росрыболовство Андрей Крайний заявил на пресс-конференции, что наша страна после восьмилетнего перерыва вновь возвращается на международный рынок черной икры. Первая партия - 150 кг зернистого яства - готовится к отправке в Европу уже в ближайшее время.
Эта партия - 150 килограммов - очень небольшая, почти символическая. Для сравнения: в советский период мы поставляли на экспорт от 700 до 1500 тонн этого деликатеса: Однако тут важен сам факт первой поставки. Тем более, что за ней гарантированно последуют новые партии. Всего в 2011 году Росрыболовство намерено экспортировать 2500 кг черной икры. А. Крайний пояснил журналистам:
- На продажу пойдет только икра искусственного воспроизведения (не путать с искусственной подделкой под икру), производимая на рыборазводных фермах в Калуге и Астрахани.
В этом и состоит конкурентное преимущество России: у нас такие фермы уже появились. А у Ирана, избалованного наличием осетровых стад у своих берегов, рыборазведение не развито. Сейчас наши главные конкуренты по производству "одомашненной" икры - это Бельгия, Франция и Китай.
Ввиду особенностей технологии икра от "одомашненных" осетров обходится дорого: "деликатес" изымается у рыб путем хирургической операции (вроде "кесарева сечения"), после чего самки продолжают жить и вынашивать новые партии икры. Однако дороговизна, во-первых, не пугает покупателей: европейцы готовы платить по 5000 евро за килограмм "russian caviar". А во-вторых, высокая цена компенсируется стабильностью поставок. Как сообщил на пресс-конференции А. Крайний, калужский рыборазводный завод исправно поставляет на продажу около 20 тонн черной икры ежегодно.
ВАМ ИКРА
Узнать, сколько в Астрахани производится икры искусственного воспроизведения, оказалось непросто. Самые различные рыбоконтролирующие структуры отсылали нас от одной организации к другой, от отдела к отделу.
Скорее всего, истина осталась где-то рядом. Вот какие сведения журналистам "АВ" удалось собрать. "Домашней" черной икрой в Астрахани в основном занимаются частные рыборазводные фермы.
Государственные структуры (Севкаспрыбвод, КаспНИРХ) также производят икру - но она не идет в пищу, а нужна для того, чтобы вывести малька для восполнения рыбной популяции. Так что рынок пищевой икры от "одомашненных" осетров поделен между частными компаниями, которые не очень охотно делятся информацией о производимых товарных объемах. Придется довольствоваться данными журнала "Итоги". Издание сообщает, что за 2009 год рыбоводная
компания "Белуга" (Астрахань) добыла 2 тонны черной икры, РК "Раскат" (Астрахань) - 1,2 тонны.
Более того, как пояснили "АВ" в одной из рыборазводных компаний, главная задача фирмы - все-таки производство икры для вывода мальков: это более "идеологически" верный путь и к тому же более выгодный сточки зрения оплаты. Однако в последние годы государство не выделяет денег на закупку икры у частников. Так что образовавшиеся "излишки" приходится отдавать в "пищевку" (ведь осетры продолжают плодиться, не глядя на бюджетные перипетии).
ПЕРСПЕКТИВНА ЛИ ЕВРОПА?
Несмотря на весь энтузиазм г-на Крайнего, вопрос, насколько наши производители готовы к экспорту черного золота, остается открытым. Ведь на деле все не так просто и радужно, как может показаться.
И, по всей видимости, далеко не все астраханские рыбные "фермеры" кинутся паковать черное мерило роскоши для отправки в Европу.
Интересные подробности раскрыл "АВ" один из экспертов:
- Для того чтобы отправить товар за пределы страны, придется немало попотеть: правила экспорта столь нестандартного товара, как черная икра, отличаются значительной жесткостью. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что производителям требуется чуть ли не "прочиповать" каждую икринку, для того чтобы доказать ее легальное происхождение от легальных осетров. Плюс еще ворох бумаг, обивание порогов различных контролирующих организаций, включая то же самое Росрыболовство. По нашим предварительным прикидкам, для того чтобы получить в столичных ведомствах все необходимые бумаги, нужно
отрядить сотрудника в Москву в командировку на два-три месяца. При тех экспортных объемах, о которых сейчас идет речь, такая авантюра может оказаться в итоге даже убыточной. Так что не исключено, что в заявленную программу "возвращение икры" войдут лишь "свои люди" - то есть производители, близкие Росрыболовству. Остальные вдоволь "набуксуются" на стадии подготовки товара к экспорту и останутся окучивать внутренний рынок.
Впрочем, перспектива продавать икру на местном рынке не такая и грустная - как говорится, нас и здесь неплохо кормят. Цены на зернистый деликатес у нас не столь высоки, как в Европе, но тоже вполне солидные. Сейчас в магазинах города килограмм икры белуги стоит порядка 87 тысяч рублей, осетра - 56 тысяч целковых, севрюги - около 46 тысяч деревянных. Это, конечно, не 5000 евро, но тоже неплохо.
Анна Новичкова, Алексей Кожевников
Вы почём в последний раз икру покупали?
Елена Комачкова, экскурсовод:
- Уже не помню, это было очень давно. У некоторых приезжающих к нам туристов словосочетание черная икра еще продолжает ассоциироваться со словом Астрахань. Им мы отвечаем, что давно уже забыли вкус этого лакомства. Они иногда покупают баночки в магазинах, причем чаще всего на такие недешевые сувениры отваживаются иностранцы.
Игорь Вакулин, артист драматического театра:
- Прожил в Астрахани семь лет, но так и не покупал. Равнодушен я к икре. Хотя в гостях иногда слышу байки, что раньше икра была дешевая и ее было так много, что ели ложками.
Юрий Щербаков, председатель регионального отделения Союза писателей:
- Давно и сам не покупал, и гостей нашей писательской организации не угощали. Сегодня самый "дешевый" из деликатесов - красная икра. Ее и приобретаем.
Ростислав Смеян, директор ООО "Семена АРО":
- Осенью ездил на рыбалку в низовья Волги. Подъехали ребята на лодках, предложили черную икру по 22 тысячи рублей за килограмм. Понятно, что браконьеры. Во-первых, нет таких денег, во-вторых, качество продукта и антисанитария, в которой эту икру добыли,
настораживают.
Евгений Макаров, коммерческий директор ПКФ "Регионавтоматика":
- К Новому году покупал в астраханском магазине. Не помню, сколько отдал за свою порцию, но один килограмм стоил около 34 тысяч рублей. Я вообще-то предпочитаю щучью икру, а черную купил для детей, чтоб попробовали. Им, кстати, не понравилось.
Подготовили О. Калинина, М. Еремицкая.
"Астраханские ведомости" № 6, 18.02.11.