6 сентября состоялось заседание комитета по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии. В его работе кроме депутатов Государственной Думы Астраханской области приняли участие руководитель регионального агентства по рыболовству и рыболовству О.В.Григорьев, председатель совета директоров Союза рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих кампаний «Каспрыба» А.В.Маркин, ответственные должностные лица ряда рыбодобывающих коллективов, рыбообрабатывающих предприятий. Обсуждали проблемы промышленного рыболовства в Астраханской области. Поводом послужило заявление руководителя Федерального агентства по рыболовству А.А.Крайнего о запрете промышленной добычи рыбы на Волге.

В ходе дискуссии были высказаны предложения по решению ряда острых проблем, перспективах хозяйственного использования водоемов региона. Участники заседания высказались против предложений главы Росрыболовства. Приводим фрагменты некоторых выступлений (в изложении).

Руководитель Федерального агентства по рыболовству А.А.Крайний: Дать реке отдохнуть.

1 сентября на пресс-конференции в РИА «Новости» руководитель федерального агентства по рыболовству А.А.Крайний сделал ряд сенсационных заявлений: У нас такой пресс на бедные ресурсы внутренних вод, что мы всерьез думаем, чтобы прекратить промышленное рыболовство в ряде водоемов, в частности, - на реке Волга. Это необходимо сделать, чтобы дать реке отдохнуть.

Запрет нужно вводить на три-пять лет. В 2011 году мы такое решение примем. Уже через два года Волга закишит рыбой.

Обеднение ресурсов в крупнейшей реке центральной России связано, в целом, с деятельностью человека. Так, строительство Волжско-Камского каскада ГЭС отрезало популяцию белуги и других осетровых от традиционных нерестилищ.

Дальше констатации этого общеизвестного факта А.А.Крайний не пошел. Предложений по демонтажу плотин и ГЭС с тем, чтобы «Волга закишела рыбой», не последовало. Крайний полагает, что рыбаков с Волги может принять Каспий. Для этого потребуется построить 10-12 судов, что, по словам руководителя Росрыболовства, потребует не очень больших инвестиций – 500-600 миллионов рублей. Кто, где и за чей счет за оставшиеся до 2011 года четыре месяца построит суда, Крайний не уточнил. Осталось без комментариев и другое заявление, что часть рыбаков в качестве егерей готовы принять имеющиеся рыболовные туристические базы и платить им заработанную плату около 15 тысяч рублей. Какая «часть» и почему только «часть»? Готовы ли рыбаки переквалифицироваться в егерей? Согласован ли размер зарплаты будущим егерям со всеми четырехстами турбазами или только с некоторыми? Зафиксированы ли эти договоренности в каком-то документе?

Своим заявлением А.А.Крайний посеял множество вопросов, ответы на которые и попытались найти участники заседания.

Кстати: Крайний окончил Львовское военно-политическое училище по специальности «военный журналист» и Российскую академию государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление». Работал корреспондентом и редактором ряда печатных изданий, генеральным директором российско-швейцарского совместного предприятия «Сокол», президентом корпорации «Агропродснаб», председателем совета директоров ОАО «Калининградский тарный комбинат» и Балтийского рыбоконсервного комбината, директором ФГУП «Калининградский морской рыбный порт». Федеральное агентство по рыболовству возглавляет с 2007 года.

Председатель комитета Государственной Думы Астраханской области по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии Н.Н.Кабикеев: Рыбацкие сёла хотят оставить без работы

На запасы биоресурсов отрицательно сказывается низкий паводок, сворачивание мелиоративных работ, браконьерство. Не знаю, откуда руководитель федерального агентства взял цифры, приведенные во время пресс-конференции. Но они отличаются от статистических данных. Так, А.А.Крайний сказал, что промышленный вылов в водах Волги оценивается примерно в восемь тысяч тонн рыбы, однако мы вылавливаем больше. В рыбной отрасли региона занято не 4,8 тысяч, а более тринадцати тысяч человек. И если промышленное рыболовство запретят, то все эти люди останутся без работы. Кроме того, за эти годы мы потеряем профессиональных рыбаков.

Туристические базы уже обеспечены необходимым количеством егерей. Глава Росрыболовства говорил о том, что рыбакам будет предложено переместиться на Северный Каспий. Для этого предполагается создание малотоннажного и среднетоннажного флота. Но когда этот флот появится – большой вопрос, да и не смогут несколько судов обеспечить работой всех астраханских рыбаков. Между тем, трудоустроиться в сельской местности сложно, поэтому пострадают вместе с рыбаками и их семьи, а это – около 60 тысяч человек. Заявление А.А.Крайнего означает, что рыбацкие сёла хотят оставить без работы.

Руководитель агентства по рыболовству и рыбоводству Астраханской области О.В.Григорьев: Ломать – не строить

Вопрос на самом деле очень серьезный. Ситуация с биоресурсами вызывает озабоченность. Но не менее острая ситуация с организацией рыболовства в Астраханской области. Надо более цивилизованно подходить к выдаче квот, распределению объемов добычи рыбы, снижению промысловой нагрузки на реку. Вызывает озабоченность и то, что некоторые рыбопромышленные организации, скрывают количество выловленной рыбы. Из-за этого снижаются налоговые поступления.

Порядка 15-20 процентов организаций имеют минимальные квоты. Но при этом они не ограничены по времени на лов. Свои 10-15 тонн рыбы осваивают в течение всего года. Сколько фактически добывается рыбы, установить невозможно. Согласно действующему законодательству, никаких реальных рычагов воздействия на них у нас нет.

Организационных вопросов много и их необходимо решать. Один из выходов – строгий учет по вылову.

Однако прекращать промышленное рыболовство не рационально. За три-пять лет мы «сломаем» всю рыбную промышленность. И восстановить ее, как показывает опыт по другим хозяйственным отраслям, будет сложно.

Председатель Совета директоров НО «Союз рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний «Каспрыба» А.В.Маркин: Рыбаки с реки не уйдут

Многие села живут только за счет рыбы. И это не только сами рыбаки, а еще и те рабочие, которые трудятся на рыбоперерабатывающих предприятиях. И пусть эта отрасль не дает больших налоговых доходов, но это, в первую очередь - занятость большого количества населения, по нашим данным - более двадцати тысяч человек.

Теперь о судах, на которых руководитель федерального агентства хочет обеспечить работой рыбаков. Экипаж одного такого судна составляет в среднем 10-12 человек, следовательно, трудоустроиться смогут лишь чуть больше сотни человек. А остальные - куда? Поэтому заявление Крайнего обеспокоило всех. Рыбаки – это люди, которые привыкли бороться со стихией, с трудностями. Не смотря ни на какие запреты, они не уйдут с реки. В Астраханской области может начаться серьезный социальный протест.

Заявление высокого федерального чиновника вызывает недоумение. Неточности по количеству выловленной рыбы, людей, занятых в рыбной отрасли… Как можно обнародовать непроверенные данные!

Председатель колхоза им. XX партсъезда, депутат Государственной Думы Астраханской области Б.А. Дрыгин: Без мелиорации никакие запреты не помогут

Идею о запрете ловли уже неоднократно выдвигали ученые из КаспНИРХа. Считаю, что главное – провести масштабные мелиоративные работы. Нашим рекам в первую очередь, необходимо дноуглубление. Ведь в течение 28 лет таких работ практически не проводилось. Своих средств у Астраханской области нет. И в этом вопросе нам нужна федеральная помощь. Рыба у нас есть. Любой рыбак это подтвердит. Порядка нет.

Депутат Государственной Думы Астраханской области, член комитета по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии А.Н.Григорьев: Рыбаки спасают молодь

Надо понимать, что промышленная добыча рыбных ресурсов – это, прежде всего, сдерживающий фактор, своеобразная защита от тотального браконьерства. Например, запрет на осетровые не дал прогнозируемых результатов, и перспектива достижения их просматривается очень слабо. Кроме того, сегодня мы констатируем тот факт, что рыбопромышленники по своим возможностям проводят мелиоративные работы (кошение и боронование водной растительности) и финансируют спасение молоди. Уйдут они с реки – и ничего этого не будет.

Председатель Совета рыболовецкого потребительского общества «Житнинское» П.Д.Рублев: Навести порядок в работе энергетиков

Прежде, чем делать такие заявления, нужно было досконально разобраться в ситуации. Например, Крайнему не помешало бы пообщаться с астраханскими рыбаками. Необходимо навести порядок в работе энергетиков. Режим работы Волжской электростанции, пропуск воды в весенне-паводковый период должен проводиться с учетом интересов Астраханской области. А запрет промышленного рыболовства прежде всего выгоден туристическим рыболовным базам. Это очевидно.

Депутат Государственной Думы Астраханской области А.В.Каманин: Сколько рыбы ловят туристы?

Понятно, что с рыбными запасами у нас не все благополучно. Нет нормального водоснабжения. Но я обратил внимание на порядок цифр, озвученных руководителем Росрыболовства: рыбаков у нас, по его данным, 4,8 тысяч человек, а рыболовные туристические базы принимают за год туристов – два миллиона. И они занимаются ловом. Так, может, рыбные запасы, скудеют из-за чрезмерной нагрузки на экосистему от туристического бизнеса?

По итогам заседания комитет по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии принял решение подготовить для принятия на ближайшем заседании Думы обращение к Председателю Правительства российской Федерации В.В.Путину о недопустимости ведения запрета на промышленный вылов рыбы на Нижней Волге.

Пресс-служба Государственной Думы Астраханской области