Астраханский государственный театр оперы и балета открыл сезон премьерой. Ею стал «Иван Сусанин», первая русская национальная опера. Одну из главных партий исполнила Диана Нур, новая ведущая солистка оперной труппы АГТОиБ. AST-NEWS.ru побеседовал с обладательницей лирико-колоратурного сопрано накануне её первого большого спектакля в стенах театра – оперы «Риголетто», где наша героиня воплотит образ Джильды.
– Как вы попали в Астрахань?
– Я окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию в 2017 году по классу профессора Тамары Новиченко – педагога Анны Нетребко. Тамара Дмитриевна – известный российский специалист по высоким женским голосам. Об Астраханском театре оперы и балета знала давно, особенно о его кремлёвских постановках на открытом воздухе. Всегда мечтала принять в них участие. Предыдущие несколько лет много где побывала, поработала в Европе. В поисках своего места, из-за бесконечных переездов очень устала. Поэтому решила вернуться в Башкирию, где родилась, чтобы повидаться с мамой, которую давно не видела. В родных краях, обретя новые силы, стала скучать по сцене и профессии. Привыкнув быть в постоянном движении, поехала в Москву на конкурс «New Opera World», в жюри которого заседали интенданты российских театров, присматривающие вокалистов для своих трупп.
Дойдя до финала, получила третью премию. Заведующий оперной труппой АГТОиБ Александр Малышко вручил мне диплом и приглашение на исполнение роли Джильды в репертуарном спектакле театра «Риголетто». А после беседы с Александром он предложил приехать в Астрахань на прослушивание. В июне приехала сюда показаться. Художественный руководитель театра Валерий Воронин пригласил меня на работу, на что я с радостью согласилась.
– Каковы впечатления от театра?
– Как каждая девочка, впечатлённая сказками о принцессах, мечтала о своём замке. Увидев воочию Астраханский театр оперы и балета, невольно сравнила его с романтическим баварским замком Нойшванштайн, почувствовав себя оперной принцессой. Была во многих российских и зарубежных театрах, но ни один из них не сравнится с тем местом, где сейчас работаю. Поразило, какой здесь молодой и активный коллектив. Мы все на одной волне, коллеги отзывчивы и всегда готовы помочь.
– Ваш тип голоса требует особенного репертуара…
– Многие театры нуждаются в более ходовых крепких голосах. Под мой тип, лирико-колоратурное сопрано, подходят определённые партии. Поэтому мне очень понравилось, что в нашем театре есть что исполнять. В моём голосе есть не только одни верха, но и достаточно низкие ноты, что позволяет расширить репертуар. Сейчас, репетируя партию Джильды, чувствую себя комфортно. Пока мне предстоит петь в двух операх Верди – «Риголетто» и «Травиате».
– Расскажите о своей первой крупной роли в Астрахани – Антониде в опере «Иван Сусанин».
– Работая на открытом пространстве, приходилось петь в микрофон, что для оперных – редкость. Надо было перестраиваться, опираясь на ощущения, в моментах, когда не слышишь своего голоса. Приходилось петь немного на опережение. Валерий Владимирович Воронин строго следил за техникой исполнения, давая неоценимые советы. Он всё объяснял чётко и по делу – мимо маэстро не пролетала ни одна неверная нота. Работая в этой постановке, приобрела новый опыт. Там же познакомилась с удивительным режиссёром – Михаилом Панджавидзе. Приходила на репетиции и слушала его как студентка, настолько он эрудированный и интересный человек. При этом строгий режиссёр, с характером.
Фото Александра Потапова
– Теперь вы готовитесь представить зрителям Джильду. Что это за героиня?
– Джильду принято представлять несчастным существом, но в моём понимании она сильная героиня, а не подневольная девочка, учитывая, что Верди, создавал музыку для персонажей со стержнем. В арии Джильды не прописаны высокие ноты, там много низких обертонов. Моя героиня жертвует своей жизнью ради любви.
– Какие партии мечтаете ещё спеть на астраханской сцене?
– Мечтаю спеть Марфу в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Моя коронная партия – Царица ночи из «Волшебной флейты» Моцарта. Готовилась исполнить её в спектакле на сцене Венской оперы, но это совпало с ковидными ограничениями, из-за которых пришлось прервать свою карьеру в Европе. Очень хотелось бы спеть в опере «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. Партия Лючии – высший пилотаж бельканто, где есть ми бемоль третьей октавы.
– Сложно совмещать технические нюансы голоса и актёрскую игру?
– Учитывая, то, что в репертуаре для моего типа голоса половина героинь – это сошедшие с ума из-за любви девушки, то нужно постараться быть убедительной. Воплотить Антониду мне было легко: она изначально жизнерадостная молодая девушка, папина дочка, во многом похожая на меня. Сейчас, например, репетируя «Риголетто», я ощущаю себя не Дианой, а Джильдой, где смотрю на своего партнёра Сергея Тараненко как на своего отца. Стараюсь быть искренней в своей роли, а не играть.
– Вы уже хорошо познакомились с городом?
– Знакомлюсь! Люблю совершать пробежки по набережной. Каждый раз потираю на счастье мордочку пёсика скульптуры «Дама с собачкой». Занялась верховой ездой в конном клубе, лошади из которого принимали участие в спектакле «Иван Сусанин». Хотела посмотреть на знаменитые лотосы, но из-за плотного графика пока не успела этого сделать. В Астрахани очень отзывчивые люди и долго держится тепло. Приглашаю всех астраханцев в субботу, 30 сентября в 18:30 на спектакль «Риголетто». Помимо великой музыки Верди он поражает зрелищностью и масштабом!
Ранее AST-NEWS.ru рассказывал о премьере оперы «Иван Сусанин».