Многие посетители Астраханской картинной галереи называют её малой Третьяковкой или небольшим Русским музеем. Такие высокие сравнения неслучайны: атмосфера, что царит в этом учреждении культуры нашего города, – необыкновенная, по духу напоминающая эстетику лучших классических музеев.
По значимости и богатому художественному наполнению наша картинная галерея занимает ведущее место среди астраханских музеев. Сюда приезжают люди из других городов и стран, чтобы полюбоваться уникальным собранием произведений искусства. Помимо того, что в ней хранится уникальное культурное наследие, галерея, носящая имя своего основателя Павла Михайловича Догадина, является современным, развивающимся и актуальным музеем.
О том, чем живёт сегодня Астраханская картинная галерея, AST-NEWS.ru узнал у её директора Ирины Игорьевны Перовой.
– Ирина Игорьевна! Как давно вы возглавляете любимый многими астраханцами и гостями города музей?
– Выражаю благодарность за внимание к нашему музею, а также за возможность ещё раз рассказать о работе сотрудников и о том, что происходит в нашей галере и её филиалах. В ноябре 2020 года исполнилось десять лет, как я занимаю должность директора, и это определённый этап жизни. Только сейчас начинаю понимать, что уже прошло более десяти лет. С одной стороны, это много, а с другой – годы пролетели, но, как говорят, счастливые часов не наблюдают. Просто работа насыщенная и интересная, наполненная событиями, приносящая радость и удовлетворение.
- Ваша галерея – самая крупная в Астрахани?
- Астраханская картинная галерея – одно одним из самых значительных художественных собраний Поволжья. Ее фонды составляют более 21 тысяч произведений изобразительного искусства. Среди них: собрание русской иконы XVII – начала XX веков., парадные и камерные портреты XVIII века, пейзажная, жанровая, портретная живопись русских мастеров XIX века: К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, К.Е. Маковского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана. Рубеж XIX-XX веков представляют произведения В.А. Серова, М.А. Врубеля, М.В. Нестерова, К.А. Коровина, В.Э. Борисова-Мусатова, Н.К. Рериха, П.П. Кончаловского. Особая гордость – собранная в галерее коллекция русского авангарда, включающая живописные и графические работы В.В. Кандинского, К.С. Малевича, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, М.З. Шагала. Искусство советского периода представлено произведениями Ю.И. Пименова, К.С. Петрова-Водкина, С.В. Герасимова, А.А. Дейнеки, Г.Г. Нисского.
Филиалы картинной галереи открывались постепенно. Первый – Дом-музей Велимира Хлебникова. С ним связана потрясающая история о том, как администрация художественного музея в лице директора Л.И. Ильиной и сотрудники смогли убедить руководство города и области передать под музей первый этаж жилого дома, доказав, что именно здесь, где жила семья Хлебниковых, должен располагаться единственный в мире музей великого поэта.
Затем был организован Дом-музей Бориса Михайловича Кустодиева и появилась возможность разместить экспонаты, относящиеся к коллекции великого художника.
А в 2010 году был открыт Дом купца Григория Васильевича Тетюшинова. Вначале было много споров о том, что этот дом не имеет никакого отношения к художественному музею. Но идея создать центр, представляющий обобщённый образ астраханского купечества, где размещаются предметы, принесённые в дар городу и музею астраханцами, оказалась совершенно замечательная. Сегодня уже невозможно представить, что у нас не было бы этого дома, ставшего одним из самых любимых мест не только жителей нашего города, но и многочисленных туристов, стремящихся обязательно попасть туда. Этому способствует и то, что мы определили основную форму работы – живой музей. Гостей встречает «семья Тетюшиновых», проводит их по дому, рассказывает о традициях астраханского купечества, и это всегда интересно, ярко и очень всем нравится. Изначально думали приглашать актёров, но сразу от этого отказались. В музее замечательный творческий коллектив, сотрудники настолько достоверно представляют персонажей, что приходящие сюда люди верят: они попали в атмосферу астраханской жизни конца XIX – начала XX веков.
В здании Астраханской картинной галереи на третьем этаже в девяти залах располагается основная экспозиция, на втором этаже в семи залах – временные выставки: это было решено во время капитального ремонта в 2008 году. Это было правильное решение: мы можем показывать больше предметов из других музеев, частных коллекций, из наших фондов.
У нас небольшие выставочные площади, поэтому организация временных событийных, тематических или персональных выставок позволяет достаточно часто показывать посетителям музейные предметы, которые находятся в запасниках. Созданы все условия в соответствии с требованиями, чтобы принимать проекты ведущих федеральных музеев.
Так, с 2013 года у нас экспонировались произведения искусства из собраний Третьяковской галереи, музеев Московского кремля, музея Тропинина, галереи Ильи Глазунова, музея Востока, музейно-выставочного центра «РОСИЗО», музея-усадьбы «Останкино», Нижегородского художественного музея. Благодаря такому взаимодействию астраханцы, не выезжая из города, знакомятся с шедеврами мирового уровня,
А в 2019 году у нас состоялась грандиозное событие – выставка «Сокровища музеев России» в рамках нацпроекта, которую с успехом представили в Москве, показав после в музеях восьми городов нашей страны, в число которых вошла и Астраханская картинная галерея.
Настоящее счастье, что астраханцы увидели шедевры живописи из одиннадцати музеев России. Вход был бесплатный. Мы работали без выходных, чтобы выставку смогли увидеть как можно больше астраханцев и жителей близлежащих регионов, которые специально приезжали в Астрахань.
Каждый совместный выставочный проект – праздник для посетителей, и возможность для нас, музейных сотрудников, завести полезные контакты, обменяться опытом, получить консультации.
Мы стараемся максимально использовать пространство. На первом этаже проходят выставки, которые может увидеть каждый посетитель. Там же проводятся музейные занятия, мастер-классы для детей и взрослых. В этом зале и в библиотеке демонстрируем работы из собрания галереи, коллекционеров, астраханских художников, с коими хорошо и тесно сотрудничаем, итоговые работы конкурсов, которых за последние годы мы организовываем достаточно много.
– Много ли произведений искусства находится в запасниках Астраханской картиной галереи? С какой периодичностью они выставляются?
– В галерее действует научно-методический совет, который координирует работу галереи в области научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной и просветительной деятельности, занимается планированием, рассматривает и утверждает методические разработки программ и проектов. Этим процессом руководит Марина Владимировна Емелина, заместитель директора по экспозиционно-выставочной и научной работе. Обычно фондовые выставки разрабатываются задолго до их открытия: продумывается концепция, произведения готовятся к экспонированию, формируется информационный материал. В создании выставок мы ориентируемся на темы, связанные, например, с жанрами искусства, художественными направлениями, коллекциями, важными культурно-историческими событиями и персонами, памятными датами. Работы из наших фондов включаем в выставочные проекты других музеев, экспонирующиеся в галерее, или авторские персональные выставки.
Как правило, раз в пять лет мы проводим выставки работ, переданных галерее в дар. За последние годы галерее подарили свыше тысячи произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Сложилась добрая традиция, когда художники и коллекционеры дарят музею работы по окончании экспонирования, и это пополняет наше собрание. В последнее время изменилось отношение людей к музеям: они поняли, что здесь их дары, как культурное наследие, сохранятся на века и будут принадлежать нашим согражданам.
На открытия выставок мы приглашаем дарителей, вручаем благодарственные письма и, если есть возможность, выпускаем каталоги, посвящённые выставкам. Это большое событие как для дарителей, так и для посетителей нашей галереи.
– Существует ли практика, когда галерея приобретает те или иные произведения искусства?
– Несколько лет назад из министерства культуры России нам передали гравюры. Для получения необходимо было оформить заявку, договориться с экспертом о проведении специальной экспертизы, подготовить ряд документов. Передача произведений в государственное учреждение культуры – достаточно сложная процедура, которая требует времени и усилий: необходимо, чтобы все документы были в полном порядке, и в результате коллекция пополняется, и это много значит для галереи. В последние годы подобных случаев, к сожалению, не было. Но мы периодически подаём заявки на приобретение работ современных художников. Надеюсь, что такая возможность ещё появится.
Что касается поддержки в первую очередь астраханских художников, то мы с удовольствием организовываем их персональные выставки. Если у посетителей проявляется интерес к работе и они высказывают желание её купить, то по согласованию с художником мы даём его контакты. Связавшись с мастером и решив вопрос о приобретении картины, по окончании проекта покупатели могут работу выкупить у автора.
– Какие выставки никогда не будут проходить? Каких художественных критериев придерживается Астраханская картинная галерея?
– В Астраханской картинной галерее выставляются только подлинные произведения. Избегаем выставок репродукций, тиражного материала, который выдается за оригинальный, выставок предметов, не имеющих художественной ценности. Когда формируем выставки, основным принципом является именно демонстрация оригиналов, работ высокого уровня. У нас есть все условия, чтобы экспонировать такие произведения. Не в каждом музее есть такие возможности.
– Насколько известно, вы сотрудничайте с ведущими реставрационными мастерскими России? Насколько это важная составляющая в работе галереи?
– За последние годы удаётся реставрировать достаточно большое количество работ. Что бы сейчас не говорили, что современный музей – многофункциональный центр, главной нашей задачей остаётся сохранение произведений искусства.
Реставрация – сложная процедура. В Астрахани нет мастерских с такими условиями, где можно приводить в экспозиционный вид музейные предметы, и реставраторов, имеющих допуск к таким работам. Но мы дружим и сотрудничаем с научно-реставрационным центром Грабаря, с Третьяковской галереей, с музеем изобразительных искусств Пушкина, с музейно-выставочным центром «РОСИЗО», где проводятся реставрационные работы. Там лучшие мастерские и замечательные специалисты.
Большинство работ из основной экспозиции уже приведено в порядок: в частности, восстановлена знаменитая коллекция Сапожниковых. Реставрация – трудоёмкий и дорогостоящий процесс, а его результаты поразительны.
Несмотря на то, что за последние годы мы отреставрировали много предметов, в собрании остались предметы на консервации и ожидающие своей очереди. Мы постоянно ищем всевозможные способы, чтобы максимальное количество работ привести в экспозиционный вид.
– Какие значимые события пройдут в галерее и её филиалах в ближайшее время?
– У нас есть замечательные партнёры – благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ», с которым мы в течение нескольких лет сотрудничаем и дружим. Мы безмерно благодарны за то, что раз в год фонд предоставлял возможность привозить в Астрахань выставки из ведущих музеев России. Так, благодаря их поддержке у нас состоялись проекты с музеями Московского кремля, музеем Тропинина, «РОСИЗО». В своё время хотелось показать астраханцам произведения из галереи Глазунова, и благодаря поддержке «Газпрома» эта выставка состоялась.
Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ» помогает нам и с музейным оборудованием. В этом году у нас запланирован проект с крупнейшим российским музеем, но из-за ковидных ограничений его перенесли на будущий год.
В Доме-музее Кустодиева открылась выставка современных художников Донбасса. Это не первое сотрудничество с художественным музеем «Арт-Донбасс», до этого в его выставочных залах экспонировались уникальные фото Кустодиева из астраханского собрания. В Астраханской картинной галерее готовим выставку к столетию переезда нашего музея в бывший особняк Плотникова. Галерея пережила все этапы развития нашей страны, но, несмотря ни на что выстояла, сохранила собрание и развивается дальше. Это будет документальная выставка, с фотографиями и документами, рассказывающими об истории нашего музея. Также мы готовим выставки московских художников, которые будут интересны астраханцам и гостям города.
– Как поживает любимый астраханцами проект – «Музейные дворики»?
– Шесть лет назад мы придумали этот проект. В прошлом году он не прошёл из-за коронавируса. Нам звонили расстроенные астраханцы и сетовали, что лето 2020 года прошло без этих встреч. Почему мы проводим «Музейные дворики» в июле и августе, в самое жаркое время? В это время все театры и концертные залы в отпуске, а мы компенсируем горожанам недостаток культурного досуга. Готовимся к мероприятиям весь год, и каждое из них – специально разработанная программа. Ни разу не повторилось произведение искусства, ставшее арт-эпиграфом вечера.
Надеемся, что не будет ограничений, и мы вновь сможем принимать астраханцев и гостей города в нашем дворике под открытым небом. Мы задумали его как интеллектуально-культурный просветительский проект, в основе которого история определённого произведения из наших фондов. Во дворике мы выставляем репродукции, сделанные на профессиональном уровне, а не подлинное произведение.
Хочется, чтобы проект стал доступным и интересным, посетив который один раз, люди стремись прийти к нам ещё. Помимо рассказов о художниках, здесь всегда звучит музыка: представляем гостям и известных исполнителей, и молодые музыкальные коллективы.
Для детей проводим конкурс «Свободный мольберт», различные мастер-классы. Чтобы у родителей была возможность спокойно провести время, с ребятами занимаются наши сотрудники. В перерыве в качестве бонуса всегда представляем новую выставку, возможность пообщаться с художниками, презентующими свои работы именно на «Музейных двориках».
Понимая, что многие приходят после работы, договариваемся с предпринимателями, чтобы были холодные напитки, чай, выпечка. Никто не привязан к своему месту, можно в течение вечера перемещаться, расположиться на газоне, для чего приобрели пледы и выдаём их гостям. Просим лишь не ходить по траве на каблуках: газон очень капризный и требует большого ухода.
Самое главное в «Музейных двориках» – атмосфера. В этом году проект стартует 15 июля и завершится 26 августа. Традиционно он будет проходить по четвергам с шести часов вечера, когда галерея работает до 21 часа. Нам говорят, что во дворике неповторимая аура, которая притягивает к себе.
– Будет ли повышаться стоимость билетов на «Музейные дворики»?
– Нет, он стоит так же, как в 2019 году: 150 рублей для взрослых, для детей 100 рублей. В цену входит бесплатное посещение мастер-классов. Для дошкольников свободный вход, по желанию с отдельной платой за занятия. Важно сохранить доступность и демократичность проекта. Мы не меняем прейскурант в течение последних лет.
– Как пандемические ограничения сказались на работе галереи? Заметно ли сократилось число посетителей?
– Эта история коснулась всех. Конечно, по сравнению с позапрошлым годом количество посетителей сократилось, и в 2020 году их было примерно на 40 процентов меньше. Но мы трудились так, как всегда: активно работали в музеях, выезжали в образовательные, социальные и культурные учреждения области, доказав, что что разработанные сотрудниками галереи программы интересны, актуальны и направлены прежде всего на духовно-нравственную и художественную работу с детьми.
Что касается финансовой стороны вопроса, то доходы снизились, но мы смогли выстоять. Кстати, наш проект «Цвет звучащий» куратора Ирины Страшко поддержал благотворительный фонд Владимира Потанина, мы стали его победителями и выиграли грант. Кроме того, активно развивались в онлайн-формате, что поспособствовало нам в дальнейшем привлечь новых посетителей.
Прошлогодняя пандемия прошлого года подтвердила, что коллектив Астраханской картинной галереи состоит из замечательных людей, профессионалов, преданных музейному делу, которые могут всё: придумывать и реализовать самые невероятные идеи, работать с самой разной аудиторией, творчески подходить к любому делу и не останавливаться ни на минуту, ведь это всегда шаг назад.
– Галерея реализует несколько благотворительных проектов. Расскажите о них?
– У нас в работе несколько благотворительных проектов, один из них – «Люблю жить!», его курирует Марина Емелина и сотрудники Дома-музея Кустодиева. Проект давно завершён, но мы продолжаем работать с его участниками, людьми с особенностями ментального развития. Они привыкли к нам постоянно приходить и заниматься в музейном пространстве. Мне кажется, это определённая степень доверия и ощущения себя в центре внимания, что им так необходимо. Мы просто не имеем права сказать нашим участникам проекта, что всё завершилось. Так, в позапрошлом году один из «Музейных двориков» посвятили их творчеству, и никто не мог поверить, что люди с ограниченными возможностями здоровья способны творить такие чудеса.
Когда нам нужна помощь, то нам, как правило, не отказывают. Мы обратились в ООО «Газпром добыча Астрахань», и, чтобы этот проект продолжался, нашу заявку поддержали, чему мы очень рады.
Другой проект направлен на работу со слабослышащими и глухими людьми, над которым мы работаем в течение года и можем говорить о самых положительных результатах. Став победителями проекта «Особый взгляд» фонда Алишера Усманова, получили пять тактильных картин для слепых и слабовидящих посетителей. Мы стремимся сделать наш музей доступным для всех, активно работая в этом направлении.
Мы никогда не делаем проекты ради проекта. Получить деньги и отчитаться – это не про нас. В основе всегда идея, интересная не только для музейщиков, но и населению. Иначе ожидаемого результата никогда не будет.
– Как сейчас обстоят дела с туристическими группами, которые обычно посещают наш город в высокий сезон?
– Мы с ностальгией вспоминаем времена, когда в Астрахань приходили многочисленные теплоходы с туристами. В последние годы активно работаем с туроператорами, дружбой с которыми очень дорожим, и всегда стараемся принимать туристов в любое время. Если теплоходы прибывают в понедельник, когда наш музей закрыт для посетителей, или в четверг, когда мы работаем со второй половины дня, всё равно находим возможность организовать экскурсионное обслуживание.
И всегда работает сарафанное радио: многие люди, приезжающие из других городов, знают, что здесь замечательная коллекция и качественный прием. Туристы, не привыкшие к нашей жаре, попадая к нам, испытывают не только эстетическое наслаждение, но и комфорт. У нас работают сплит-системы, в залах всегда прохладно.
В начале года в галерее состоялась совершенно замечательная фондовая выставка, посвящённая коллекции русского авангарда. Специально чтобы познакомиться, к нам приезжали посетители из Москвы и других городов, и это очень приятно. Сейчас туристов не так много, как хотелось, но Астраханская картинная галерея и её филиалы готовы принимать гостей ежедневно.
Мы очень серьёзно и трепетно относимся к работе с детьми. Нам важно, чтобы ребёнок, побывав в музее, понял, что это не только произведения живописи, графики, но национальное достояние, культурное наследие региона и страны. И что важно понимать, что это надо любить, беречь и сохранять.
Сотрудниками галереи разработаны музейные занятия для детей, включающие небольшую тематическую экскурсию и мастер-класс. Эти программы действуют как в самой галерее, так и используются для выезда в детские и социальные учреждения, на оздоровительные летние площадки.
– Как привлечь в музей уже сложившихся людей, у которых не была вовремя сформирована потребность общения с прекрасным?
– Есть много примеров, когда сначала к нам приходили дети, а потом возвращались вместе с родителями. У нас много лет проходит акция «Семейные выходные»: люди приходят семьями и компаниями, чтобы интересно и познавательно провести свой досуг.
– Вы сотрудничаете с другими астраханскими учреждениями культуры?
– Да. Наши проекты, первоначально рассчитанные на определённое время, идут годами, и это очень хорошо: значит, наши инициативы интересны, актуальны и востребованы. Больше десяти лет существует совместный с Астраханской государственной филармонией проект «Вечера у камина». К нему у астраханцев есть замечание: на концерте могут присутствовать не более полусотни человек, когда желающих больше.
– Расскажите о коллективе: сколько сотрудников работает в галерее и её филиалах?
– В зависимости от сезона, работают 80-90 человек. В музее не могут служить случайные люди, относящиеся к делу формально, и они это понимают практически сразу. Каждый наш сотрудник – особенный, эксклюзивный. Для меня важно, чтобы им было комфортно и интересно. Всё, чем мы занимаемся – это для людей. Стараемся любить не себя в искусстве, а искусство в себе, и тогда всё получается. Посетители ценят, когда мы передаём знания и представляем собрание эмоционально, с воодушевлением, ориентируясь на каждого. Если преподносить информацию сухо и неискренне, то не стоит ждать от них отдачи.
У нас работает много молодёжи. Те, у кого образование изначально не подходило под стандарты, получили профильное и постоянно повышают квалификацию. Мы активно сотрудничаем с кафедрой культурологии Астраханского государственного университета, где наши сотрудники обучаются. Здесь потрясающий коллектив, где наряду с опытными специалистами работают молодые сотрудники, между которыми существует тесное творческое взаимодействие и наставничество. Уходят от нас в основном по двум причинам: уезжают в другой город или находятся в декретном отпуске по уходу за ребенком.
Сегодня быть музейным работником престижно. Труд научного сотрудника нелёгкий: он постоянно должен разрабатывать программы, заниматься самообразованием и исследовательской деятельностью, уметь привлекать аудиторию и быть интересным для творческих людей. В нашем коллективе много с педагогическим образованием, которые всё это умеют и легко осваивают должностные обязанности. Считаю важным не только организовать внутримузейную деятельность, но и уметь находить точки соприкосновения с посетителями.
30 лет я проработала в образовании, и педагогический опыт и знания мне помогают в музейной работе.
Мы гордимся, что наши молодые научные сотрудники – Baлepий Xapлaмoв и Максим Такташев стали лучшими гидами-экскурсоводами России, обойдя в конкурсном отборе коллег из подавляющего большинство регионов. Это великолепный результат работы всего коллектива.
– Как музей с академическими традициями интегрируется в современные тенденции? Как этот баланс соблюдается в галерее?
– Соблюсти эту тонкую грань помогает образование, воспитание, вкус и любовь к делу. В одно время все музеи увлеклись гаджетами и мультимедийным оборудованием, и у нас это тоже всё есть. Так, в 2013 году в Доме-музее Кустодиева первым в Астрахани стал работать интерактивный стол, а в Доме-музее Хлебникова используются гаджеты с технологией «дополненная реальность». Но мы рассматриваем возможности нового оборудования как дополнение к информации, которую представляют посетителям научные сотрудники.
– Существуют ли в галерее какие-нибудь легенды, сказания?
– Мы относимся к подобным вещам с большим трепетом. Павел Михайлович Догадин, решивший передать свою коллекцию городу, понимал, что это единственный способ её сохранить. Будучи директором галереи, он принял на хранение и часть легендарной Сапожниковской коллекции. Музей пережил трудные годы становления советской власти, а позднее годы Великой Отечественной войны, когда сотрудники галереи спасали и сохраняли фонды. Стены бывшей усадьбы Плотникова видели и знали немало историй и тайн. Может быть, когда посетители ходят по нашим залам под скрип паркета, они могут домыслить что-нибудь загадочное. Наверное, в это хочется верить во время «Ночи музеев», которую мы стали проводить в Астрахани одни из первых.
– Есть вероятность того, что у галереи появится ещё один филиал?
– Когда в Астрахани открыли художественный музей, никто не предполагал, что постепенно будет создан музейный квартал, состоящий из нескольких филиалов. Если со временем появится возможность открытия ещё одного филиала, уверена, придумаем концепцию и разместим предметы собрания. Мы всегда за новые идеи и возможности.
Нашим учредителем выступает министерство культуры и туризма Астраханской области. Вопросы ремонта, охраны, коммунальной оплаты, развития музея, его финансирования, решаются при содействии государства. Мы работаем в хорошем тесном контакте, ощущая постоянную поддержку и понимание.
– Какова судьба первого здания галереи на Красной Набережной?
– Это небольшое здание находится в частном владении. Радует, что оно сохранено и приведено в порядок. В 2018 год, год столетия открытия художественного музея, по нашей просьбе нынешний владелец дома разместил на нём памятную доску, за что мы благодарны.
– Есть ли у вас самый любимый экспонат?
– Коллекция богатейшая. Самые сильные эмоции и впечатления получаю, когда нахожусь в залах русского искусства XVIII-XIX веков. Когда бывают суматошные дни и приходится решать массу разных вопросов, сложных и порой неожиданных, стараюсь подняться на третий этаж и подойти к картине Александра Герасимова «Окно». И всё становится на места: понимаю, что всё будет хорошо и обязательно устроится. Самое важное, чтобы у каждого человека было окно, выходящее пусть в самый небольшой сад, и пусть на подоконнике стоят простые полевые цветы. Главное, чтобы всегда был дом, неважно, где ты живёшь или работаешь, где тебя ждут, куда ты с радостью возвращаешься.
Екатерина Некрасова