Эмилия Аблаева – лицо и голос астраханской премьеры оперы «Русалка»

Астраханское лето в этом году завершится торжественно и красиво, когда на Соборной площади кремля соберутся поклонники оперного искусства, объединённые новой постановкой проекта «Русские оперы в Астраханском кремле».

В преддверии премьеры оперы «Русалка» Александра Даргомыжского AST-NEWS.ru встретился с исполнительницей партии Наташи, ведущей солисткой Астраханского государственного театра оперы и балета Эмилией Аблаевой.

– Эмилия! Как давно вы работаете в Астрахани?

– У меня за плечами три сезона, из них полных – только два с половиной. Пришлось ненадолго прервать работу – второй раз я стала мамой. У меня родился замечательный малыш, коренной астраханец. За время, что живу в Астрахани, успела почувствовать себя частью прекрасного города и замечательного театра. Валерий Воронин, пригласив меня, поручил непростую партию Чио-Чио-сан из оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Мой дебют в этом спектакле на сцене АГТОиБ прошёл в статусе приглашённой солистки. Тогда же я участвовала в трёх гала-концертах, где исполнила арию Елизаветы из оперы «Тангейзер» Вагнера. Затем Валерий Владимирович предложил работать в Астрахани на постоянной основе. В начале своего первого астраханского сезона мне посчастливилось гастролировать с интересной концертной программой в Сочи.

photo_2024-08-30_01-42-15.jpg

Наш театр также гастролировал в Арабских Эмиратах с оперой «Тоска» Пуччини, где на сцене Дубайской оперы я дважды исполнила главную роль Флории Тоски. Эта партия стала моей первой работой в качестве штатной солистки Астраханского театра оперы и балета.

photo_2024-08-30_01-42-09.jpg

– Когда впервые задумались посвятить жизнь оперному искусству?

– Несмотря на то, что мои дети совсем маленькие, уже думаю, смогу ли одобрить выбор их будущей профессии с таким же пониманием, как мои родители. С раннего детства занималась хореографией и вокалом, при всесторонней поддержке семьи. Когда на серьёзные занятия по двум направлениям не стало хватать времени и сил, по совету педагогов и родителей пришлось сделать выбор в пользу вокала.

– Так театральный мир лишился красивой балерины…

– По этому поводу есть история. Восемь сезонов работала в Мариинском театре, где служащие часто принимали меня за артистку балетной труппы. Сначала обижалась, но потом стала гордиться тем, что я оперная певица, похожая на балерину. Аспиранткой Национальной музыкальной академии имени П. И. Чайковского в Киеве, приняла участие в конкурсе молодых оперных певцов имени Михайлова в Калуге. После чего Лариса Гергиева пригласила меня в молодёжную труппу Мариинского театра, где я получила неоценимый профессиональный опыт. В Санкт-Петербурге родилась дочь Лера, которая на днях станет первоклассницей. Мне приходилось исполнять много камерной музыки, по-особому требующей раскрытия мастерства. Участвовала в премьере оперы «А зори здесь тихие» Кирилла Молчанова, много гастролировала. Кстати, с моим нынешним партнёром по опере «Русалка» Романом Арндтом мы участвовали в премьерной постановке оперы «Фиделио» Бетховена. Тогда пришлось выучить непростую партию Леоноры всего за три недели. Очень рада, что судьба вновь свела нас вместе на одной сцене.

– Легко было уехать из Санкт-Петербурга?

– Семья поддержала в этом решении. Больше всего обрадовался муж, что мы переезжаем в тёплые края. Мы оба южане: он родом из Краснодарского края, а я крымчанка, хоть и родилась в старинном городе Бухара. Когда мне было три года, мы с родителями уехали в Симферополь, ставший для меня второй родиной. Мы переехали из Узбекистана, чтобы быть ближе к земле, на которой жили наши предки – это село Кок-Коз Бахчисарайского района Крыма.

Живя в Санкт-Петербурге, много работала и не обращала внимания на климат, а с красотами прекрасного города в основном знакомилась во время визитов родных.

– Что почувствовали, узнав о назначении на роль Наташи в «Русалке», и когда ваше лицо появилось на афише?

– Немного смущаюсь, когда незнакомые начинают пристально смотреть, сравнивая меня с девушкой на афише. Валерий Владимирович предложил постановочной команде поместить моё лицо на рекламный постер, что приятно.

Очень ценно то, что маэстро Воронин дал мне абсолютную волю в исполнении этой сложной партии. Участие в «Русалке» для меня тройной дебют: помимо того, что моё лицо оказалось на афише, и я впервые в жизни представляю партию Наташи, это ещё и моё первое участие в проекте «Русские оперы в Астраханском кремле», до этого я никогда не работала на открытом воздухе в оперном спектакле.

В этой опере сложные ансамбли. Что касается моей героини, то изначально она предстаёт лёгкой, нежной, светлой девушкой, а потом превращается в грозную Русалку. Метаморфозы, происходящие с Наташей, выражены в музыке, поэтому в финале мне приходится брать достаточно низкие ноты, которые может озвучить не каждое сопрано. Но эти сложности не пугают, а только вдохновляют.

Пение на открытом воздухе подразумевает наличие микрофона, взаимодействие с которым требует особого подхода. Исполнение оперной партии через микрофон для меня — это первый опыт. До этого момента я, разумеется, работала в таком формате, исполняя концертные номера на открытой сцене, например, в проекте нашего театра «Музыка на траве».

– За три сезона вы воплотили столько интересных образов...

– После того, как воплотила на астраханской сцене образ Чио-Чио-сан, а затем спела Лизу в «Пиковой даме», мне был озвучен список партий, от которого закружилась голова. 

photo_2024-08-30_01-49-15.jpg

Впервые здесь исполнила Дездемону в «Отелло» и Леонору в «Трубадуре». 

photo_2024-08-30_01-42-12.jpg

Признаюсь, ранее никогда не работала с вердиевским репертуаром. Исполняла партию Татьяны в постановке оперы «Евгений Онегин».

photo_2024-08-30_01-49-12.jpg

В опере «Алеко» Рахманинова непростую партию Земфиры я готовила, находясь в положении. 

photo_2024-08-30_01-42-02.jpg

Каждая партия, спетая в Астрахани, кроме «Иоланты», стали для меня дебютными. Одной из самых близких оказалась партия Ярославны из оперы «Князь Игорь» Бородина. 

photo_2024-08-30_01-42-16.jpg

Безумно люблю спектакль нашего театра «Тоска», где исполняю заглавную партию. Не верю артистам, которые говорят, что никогда не переживают, выходя на сцену. Никогда не выжимаю из себя искусственные эмоции, а иду к зрителям с открытым сердцем, проживая каждую роль по-настоящему.

– Чем для вас является наш театр оперы и балета?

– Такого театра, как в Астрахани, не видела нигде! Дочка рассказывала в детсаду, что её мама работает во дворце, озадачивая собеседников. Подобные впечатления испытали все приезжающие родственники и друзья. А ещё здесь спокойно и комфортно. В нашем театре великолепный коллектив. С первых дней в Астрахани ощущаю колоссальную поддержку со стороны коллег и руководства, которые поверили в меня больше, чем я сама.

...Увидеть и услышать Эмилию Аблаеву в её тройном дебюте смогут счастливчики, успевшие купить билеты на премьеру «Русалки» на 31 августа. Ближайшие спектакли с участием обладательницы удивительного по красоте сопрано – «Любовь к трём апельсинам» С.В. Прокофьева.

photo_2024-08-30_01-41-43.jpg

Ранее AST-NEWS.ru рассказывал подробности о предстоящей премьере «Русалки».

Интервью подготовила Екатерина Некрасова.

Фотографии из спектаклей АГТОиБ Александра Потапова.