За офшором, претендующим на покупку актива, стоит Анатолий Матвеенко, давний партнер семьи Романа Троценко.

Победитель состоявшегося в конце года аукциона Росимущества по продаже 68% голосующих акций ОАО «Аэропорт Астрахань» — кипрская T.S. Trans Siberia Co Ltd. пока не смогла оформить свои права на новый актив. Федеральная антимонопольная служба России приостановила рассмотрение вопроса о согласовании сделки до решения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, сообщили «Известиям» в пресс-службе ФАС.

— Рассмотрение ходатайства в ФАС России в рамках закона о защите конкуренции приостановлено в связи с тем, что сделка также подпадает под действие закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», — отметил представитель ведомства.

В ФАС России не уточнили, в какие сроки следует ожидать решения по данному вопросу.

У нового претендента на астраханский аэропорт уже есть планы по его развитию. T.S. Trans Siberia Co Ltd. заявляет о готовности в течение четырех лет вложить в развитие аэропорта около 150 млн рублей собственных средств, сообщил «Известиям» источник, близкий к владельцам компании. Основными задачами будет расширение географии полетов и развитие наземной инфраструктуры, включая строительство нового грузового терминала стоимостью 30 млн рублей.

T.S. Trans Siberia Co принадлежит в равных долях двум другим кипрским компаниям — Golburn Trading Ltd. и Mittelmeer Nominees Ltd. Первый из двух офшоров считается аффилированным с бизнесменом и президентом государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Романом Троценко.

Как выяснили «Известия», единственным настоящим владельцем Golburn Trading является Анатолий Матвеенко. Этот человек рынку известен мало.

Матвеенко вместе с Софьей Троценко (супругой Романа Троценко) и генеральным директором «Новапорта» (этот холдинг отождествляется с Троценко) Михаилом Смирновым, по данным на 30 сентября 2010 года, входил в список аффилированных лиц московского ОАО «Старт». Согласно отчетности компании, в списке ее акционеров 27 декабря 2010 года произошел ряд изменений, в том числе появился Golburn Trading (24,07% обыкновенных акций) и выбыл Матвеенко.

Ранее, с 2003 по 2008 год, Матвеенко возглавлял принадлежащую Виктору Троценко (отцу Романа Троценко) инвестиционную группу ООО «Промышленное развитие» (до реструктуризации оно существовало в форме ЗАО). В середине 1990-х годов председателем правления компании был сам Роман Троценко.

По данным «СПАРК-Интерфакс», Матвеенко сейчас является гендиректором и владельцем ООО «Новые бизнес-технологии». Эта фирма ранее принадлежала Софье Троценко. Наконец, Матвеенко в настоящее время выступает в качестве ликвидатора транспортно-промышленной группы «Московское речное пароходство», президентом которой был Роман Троценко.

Анатолий Матвеенко, таким образом, с большой вероятностью может являться равноправным партнером Романа Троценко, одним из владельцев общего бизнеса. Проверить эту версию у Матвеенко не удалось. Ни один из телефонов указанных выше компаний не работал. Официальный запрос «Известий» к Роману Троценко относительно его неизвестного делового партнера остался без ответа. Его помощник пояснила, что он находится в длительной командировке и не имеет возможности общаться с журналистами. Генеральный директор холдинга «Новапорт» Михаил Смирнов также отказался отвечать на вопросы «Известий», сообщив об этом через своего секретаря.

Что касается Mittelmeer Nominees Ltd., то эта компания выступает лишь номинальным держателем вторых 50% T.S. Trans Siberia Co Ltd. Реальным владельцем этого пакета, по данным источника «Известий», является другой кипрский офшор — Legniton Ltd., принадлежащий трем бывшим топ-менеджерам Казкоммерцбанка, одной из крупнейших в Казахстане кредитных организаций, — министру нефти и газа Казахстана Сауату Мынбаеву, предпринимателям Евгению Фельду и Аскару Алшинбаеву.

Вместе с гражданином Великобритании Яном Коннором (еще одним бывшим топ-менеджером Казкоммерцбанка) все они, согласно отчетности на сайте Банка России, являются собственниками 100% инвестиционной компании Meridian Capital Ltd. Этой компании принадлежит целый ряд российских активов, в том числе она контролирует половину ООО «Новапорт». Другие 50% аэропортового холдинга подконтрольны Роману Троценко, утверждает источник, близкий к компании. Формально единственным владельцем «Новапорта» выступает кипрская M.M. Airport Management Company Ltd.

Но эксперты не ожидают серьезных проблем с одобрением сделки по смене контрольного акционера в аэропорту Астрахани.

— Всю ответственность за действия юридического лица несет генеральный директор, а не собственники, — поясняет генеральный директор «Аэропорт Инвестментс» Сергей Детенышев. — Поэтому иностранная принадлежность акционеров не должна иметь ключевого значения при принятии государством решения о согласовании сделки.

Тем не менее в конечном итоге все будет зависеть от того, насколько астраханский аэропорт будет признан стратегическим с точки зрения обеспечения обороны страны, резюмирует эксперт.

Компания T.S. Trans Siberia Co Ltd. занимается консолидацией аэропортовых активов, входящих в холдинг «Новапорт». Она уже успела стать в прошлом году владельцем 88% новосибирского ОАО «Аэропорт Толмачево» и 88,64% обыкновенных акций ОАО «Челябинское авиапредприятие», управляющей компании местного аэропорта Баландино.

Впрочем, большая часть активов, управляемых «Новапортом», пока еще имеет различных собственников. Так, 100% акций ОАО «Аэропорт Чита», согласно официальной отчетности, принадлежат Golburn Trading Ltd. Анатолия Матвеенко. Аффилированное с «Новапортом» ООО (НАС) (бывшее «Новапорт – Аэропорты Сибири») владеет 74,9% акций ОАО «Международный аэропорт Томск» и 74% ОАО «Международный аэропорт Брянск». К этому же холдингу также относятся аэропорты Барнаула и Волгограда, в советы директоров которых входят представители «Новапорта».

Евгений Девятьяров,

"Известия"