AST-NEWS.ru продолжает знакомить читателей с астраханскими фотографами. В этот раз мы поговорили с Дмитрием Дадонкиным, чьё творчество имеет свой стиль. Астрахань на его снимках показана одновременно с тонкой иронией и радостным посылом, невзирая на тематику и жанр.
– Как фотография стала не только увлечением, но и профессией?
– Фотографом стал три года назад. До этого семь лет отработал поваром, хотя учился на связиста. Постепенно полностью погрузился в кухню, научившись готовить почти любое блюдо.
Много ездил по другим городам. Четыре года назад вернулся в Астрахань. И тут понял, что готовить больше не хочу. С детства увлекался искусством, а когда сестра подарила фотоаппарат, решил попробовать себя в фотографии.
Практику начал со съёмки бесплатных мероприятий. Снимал всё и всех подряд.
Мне советовали окончить какие-нибудь фотокурсы и стать свадебным фотографом, чтобы зарабатывать большие деньги. Но вместо этого ушёл в стрит-фотографии и репортажи.
Люблю снимать повседневную жизнь людей на улицах, для меня это отдых.
Многим премудростям в фотоискусстве меня научили старшие коллеги.
Набравшись опыта, стал сотрудничать с астраханскими медиа, делать репортажи. Пытаюсь работать и с федеральными изданиями, но обычно они говорят, что в нашем городе всё скучно. Например, когда отправил в центральное СМИ фоторепортаж с празднования Дня ВДВ в Астрахани, его не приняли – на них не было драк и прочего безобразия.
– Занятие фотографией позволяет жить безбедно?
– Можно. Получаю, конечно, не самые большие деньги. Но помимо основной работы, имею дополнительные заработки. Например, снимаю банкеты, на которых за два часа работы можно получить пять тысяч рублей. Но после таких съёмок трудно прийти в себя.
– Где проходит грань между коммерческой фотографией и искусством?
– Эта грань у меня стёрлась в связи с пандемией, когда у фотографов сократилась работа, денег стало не хватать. Пришлось браться за любые заказы.
Иногда в официальных и заказных снимках встречаются интересные кадры, но опубликовать их не могу, чтобы не вызвать недовольство изображённых на них людей.
– Вы участвуете в фотоконкурсах?
– С фотоконкурсами меня познакомил Максим Коротченко, за что ему очень благодарен. Если бы не он, я бы никогда бы не участвовал в подобных вещах.
Пока не стал посещать занятия фотоклуба «Платформа», который возглавляет Максим, считал, что мне нечего показывать. Но он убедил меня в обратном. Пока у меня не было громких побед в престижных конкурсах, но постепенно стал понимать важность участия в подобных мероприятиях. К тому же есть конкурсы с большим призовым фондом.
– Насколько в занятии фотографией важна техническая сторона вопроса? Как вы характеризуете свой художественный почерк?
– В первый год фотопрактики техническая составляющая была важна. В процессе обучения хотелось всё освоить, чтобы потом не думать об этом. Сейчас многие уличные снимки делаю в автоматическом режиме.
Недавно одна девушка сказала мне, что она узнает мои фото из всех остальных, у меня есть свой стиль. Но сам этого не чувствую.
– Вы уже где-нибудь выставляли свои работы?
– Несколько лет назад мы с Максимом Коротченко и Павлом Симаковым делали выставку одного дня на Больших Исадах, на Ямгурчевском мосту. Это была совместная акция с фестивалем паблик-арта «Чилим».
В фотоклубе «Платформа» готовится выставка его участников, которая, надеюсь, состоится в этом году. Взаимодействие фотографов внутри клуба полезно для конкуренции. Иногда сидишь дома, не хочешь брать фотоаппарат и уходить на улицу, а потом смотришь, как твои коллеги выкладывают свои новые работы, возникает мотивация, и идёшь снимать.
– Как относитесь к определению «астраханский фотограф» и насколько образ родного города повлиял на ваше творчество?
– Не привязан к Астрахани настолько сильно. Как только выпадает возможность, стараюсь ездить по стране. Недавно снимал в Сочи, Москве, Калининграде. В нашем городе у меня нет привязок к каким-то определённым местам. Просто хожу по городу и снимаю всё, что нахожу интересным в конкретный момент.
Чаще всего ищу сюжеты в кремле, на набережной Волги и в Братском саду – именно в этих местах снимаю стрит-фотографии.
– Насколько для вас важны признание и успех?
– Приятно, конечно, когда работы хвалят и выделяют из общего числа, но в Астрахани есть определённая планка узнаваемости, за которую нужно выходить. Но я пока застрял в моменте узнаваемости определённым кругом людей и сейчас этого достаточно. Процесс в сторону успешности в профессиональном плане развивается сам по себе. Надеюсь, что жизнь развернётся так, что я буду расти в этом направление дальше.
– Многие творческие люди в Астрахани говорят, что трудно получить поддержку от профильных ведомств, поэтому рассчитывают исключительно на собственные силы.
– Мои друзья посмотрели, какая поддержка фотографам оказывается в других городах. На общем фоне в Астрахани по этому вопросу вообще ничего не происходит. Есть регионы, где существует множество платформ и площадок для показа работ молодых фотографов, которым не надо в это вкладывать средства.
У нас с этим полный провал, везде нужно платить самому. Поэтому, когда появился фотоклуб «Платформа», стало легче взаимодействовать с близкими тебе по духу фотографами. Потому что демонстрировать свои работы в соцсетях – не то. Живое общение с единомышленниками гораздо круче.
– Считаете Астрахань депрессивным городом?
– Всегда работал под лозунгом «Хочешь изменить мир – изменись сам», но потом понял, что этот призыв не работает. Астрахань действительно может вогнать в депрессию, потому что здесь нет активного развития. Молодёжи здесь скучно.
– Есть ли у вас какие-нибудь фотопланы?
– Горю желанием сделать серию фотографий про заключённых и чабанов. Но договориться о таких съёмках не просто. Хотел бы сделать серию снимков про жизнь кадетов. Пытался снимать проект с бомжами, с целью обратить внимание на их проблему, но что-то не задалось.
– Какое качество для фотографа считаете самым важным?
– Честность. Для меня важно передать определённый сюжет в моменте. Если произошла интересная сцена, ты это увидел, но не успел снять, не нужно просить людей повторить движение или встать так, как было изначально. Если не успел, то не успел. Для меня неприемлемо в стрит-фотографии подогнать человека специально под определённый свет, говорить ему, что нужно делать. Ещё важно замечать то, что другие не видят. Или как говорят, увидеть красоту там, где её нет. Это могут быть интересные детали или забавный момент, выхваченный из скучного мероприятия.
Екатерина Некрасова