В те дни, когда над Астраханью нависла мгла, когда на протяжении трёх дней над городом стоял густой туман непонятного происхождения, стали распространяться слухи об уходе с занимаемой должности генерального директора предприятия ООО «Газпром добыча Астрахань» Сергея Анатольевича Михайленко. До настоящего времени никакой официальной информации о его кадровом передвижении нет. Но по слухам, 52-летний Михайленко, который был назначен руководить астраханским Газпромом почти пять лет назад, может перейти на работу в Москву.
Спустя несколько дней стало известно, что тот густой туман над Астраханью являлся последствием первой аварии на газоперерабатывающем заводе (ГПЗ). Да, на самом деле серьёзных аварий, которые происходили друг за дружкой в течение двух недель, на заводе было всего не две, как широко известно, а три.
Возможно, что вопрос с уходом Михайленко завис именно поэтому. Может быть, его теперь хотят перевести не в Москву, а в обратно в Оренбург, понизить в должности или вообще уволить.
Официальные новости, спонсором которых отчасти является Газпром, сообщили, что странный густой туман – это результат горящего за городом камыша. Как удалось выяснить, в те дни такого изобилия горящего камыша в области не наблюдалось. Не поверили в дым и пепел владельцы автомобилей, которые с утра наблюдали на поверхности своих машин существенный слой светлой, жёлтого оттенка пыли.
7 апреля произошла вторая авария на ГПЗ, которая стала единственной признанной официально предприятием «Газпром Добыча Астрахань». В тот же день, но спустя несколько часов, его пресс-служба распространила информацию, что повода для паники нет, пожар потушен, угроза загрязнения атмосферного воздуха отсутствует, жертв и пострадавших нет. Между тем, работники Газпрома, которые не захотели соблюдать директиву секретности и тотального молчания, стали сообщать друзьям и родственникам, что жертвы были, по крайней мере, пострадавшие есть точно. С вышки, на которой произошла катастрофа, прыгали люди, ломали свои кости. У жителей села Сеитовка и посёлка Молодёжный, находящихся в санитарно-защитной зоне, были зафиксированы отравления, тошнота, головные боли, у детей наблюдалась рвота.
По официальной информации, произошла разгерметизация оборудования установки сепарации пластового газа высокого давления (У-171) с утечкой и возгоранием углеводородного сырья.
Но если была разгерметизация с последующим возгоранием, то не нужно быть учёным, что понимать, что сгораемая масса распространится. То, что облако газпромовской дряни дошло да Астрахани, подтверждают опросы населения. У большинства астраханцев на протяжении двух-трёх дней со дня происшествия наблюдалось плохое самочувствие, беспокоили головные боли.
Газпром - это очень влиятельная компания, которая запрещает своим работникам говорить о происшествиях на предприятии. Потерять высокооплачиваемую работу желающих не находится. Выброс вредных веществ, безусловно, был, а официальные лица пытаются эту тему замолчать. Газпром - крупная компания, на которой наше государство зарабатывает огромные деньги, а аварии, по некоторым данным, там бывают почти каждый месяц, и это не поддается огласке. В этот раз была достаточно серьезная авария, и утаить от людей её наличие не удалось, поэтому пришлось распространять официальный обман, что всё, мол, в порядке, спите спокойно. Но, тем не менее, некоторыми чиновниками было отдано распоряжение директорам дошкольных и учебных учреждений закрыть в помещениях окна и двери во избежание проникновения снаружи поражающих веществ.
По официальной информации, выброса сероводорода не произошло. Образовался факел, и продукты горения, которые образовали темно-синее облако, якобы не несущее в себе никакой опасности.
Действительно, сероводород мог весь выгореть. Но, как пишет специалист - один из участников обсуждения на Ast-News.ru ситуации с авариями, сероводород — сильный восстановитель. На воздухе горит синим пламенем: 2H2S + ЗО2 = 2Н2О + 2SO2. При сгорании сероводорода образуется сернистый ангидрид. SO2 токсичен. Симптомы при отравлении сернистым газом — насморк, кашель, охриплость, першение в горле. При вдыхании сернистого газа более высокой концентрации — удушье, расстройство речи, затруднение глотания, рвота, возможен острый отёк лёгких. ПДК максимально-разового воздействия — 0,5 мг/м³. Интересно, что чувствительность по отношению к SO2 весьма различна как у людей, так и у растений. Наиболее устойчивы по отношению к сернистому газу берёза и дуб, наименее — сосна и ель. Наиболее чувствительными к SO2 являются розы.
Так что облако было из дряни, которая не менее токсична, чем сероводород. И слава Богу, что это был не сероводород, вдыхание которого вызывает не только головокружение, головную боль, тошноту, а со значительной концентрацией приводит к коме, судорогам, отёку лёгких и даже к летальному исходу. При высокой концентрации однократное вдыхание может вызвать мгновенную смерть. При небольших концентрациях довольно быстро возникает адаптация к неприятному запаху «тухлых яиц», и он перестаёт ощущаться. Во рту возникает сладковатый металлический привкус. При большой концентрации ввиду паралича обонятельного нерва запах сероводорода не ощущается.
Состояние атмосферы, в которой немного пахнет сероводородом – это ненормально. Многие астраханцы не знают, что воздух может быть иным, чистым. Проводить подземные ядерные взрывы на территории, где живут люди и ведут хозяйственную деятельность – это ненормально. Дождь из серной кислоты – это более чем ненормально. У рыб и птиц это не вызывает никаких сомнений, поэтому рыбы и птицы в Нижнем Поволжье все меньше.
"За 28 лет существования АГПЗ выросло поколение, которое не знает другого воздуха, кроме того, чем дышат сейчас астраханцы", - пишет в своём блоге нащ земляк. - "Люди принюхались, адаптировались, у них, возможно, паралич обонятельного нерва, для них превышение ПДК в атмосфере – в порядке вещей. Люди не видят ничего страшного в том, что случился небольшой выброс: «бывало и хуже». Они не знают, что можно сделать с «Астраханьгазпромом», проявляют удивительную лояльность. Люди смирились и успокоились. Самые деятельные готовятся уехать в другие регионы, где более чистый воздух. Остальные запасаются водой, закрывают окна и терпят".
Но на днях в Астрахани образовалась инициативная группа граждан, которая не согласна мириться со сложившимся положением вещей. В интернете был распространён призыв, в котором говорится следующее:
«В связи со взрывом на АГПЗ и выбросом в атмосферу ядовитых веществ, а также регулярным заражением астраханской экологии Газпромом, требуем:
1. Прекратить Газпрому травить астраханцев бесплатно и обязать выплачивать постоянно проживающим, зарегистрированным на территории Астраханской области гражданам, ежемесячную компенсацию в размере 3000 рублей, либо обеспечивать бесплатным семидневным санаторно-курортным лечением один раз в полгода;
2. Создать при содействии губернатора Астраханской области Александра Жилкина специальный информационный центр о состоянии атмосферы на АГПЗ, который должен быть независимым от экологической службы Газпрома. Данные с датчика информационного центра должны поступать сразу в Интернет, где их мог бы каждый видеть. И за каждый выброс АГПЗ должен по всей строгости отвечать перед астраханцами.
В настоящее время уже несколько десятков астраханцев (инициативная группа) изъявили желание провести митинги и пикеты с этими требованиями в центре Астрахани, в том числе у главного офиса "Газпром Добыча Астрахань"».
Так что вполне стоит ожидать в ближайшее время публичные акции протеста и волну народного гнева. И нам, астраханцам, нужно всячески поддержать эту инициативную группу наших сограждан, принять активное участие в акциях протеста. Следите за объявлениями. Наша газета обязательно об этих мероприятиях сообщит.
Тем временем прокуратурой Астраханской области с привлечением специалистов контролирующих органов была организована проверка причин произошедшей аварии. Прокуратурой ещё не дана официальная оценка законности действий должностных лиц ООО «Газпром добыча Астрахань» на предмет соблюдения ими законодательства о промышленной безопасности, природоохранного законодательства и других законов, как при эксплуатации оборудования до инцидента, так и после него. В ходе проверки предполагается установить причины аварии, размер причиненного ущерба предприятию, его работникам и лицам, проживающим в близлежащей местности, при наличии оснований должны быть приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
Пострадавшие лица могут обратиться с заявлениями по телефону горячей линии 31-30-73 к исполняющему обязанности прокурора по надзору за соблюдением законов на АГКК Одинцову А.Н., которому поручена организация проведения указанной проверки.
9 апреля случилось очередное, третье за эти дни ЧП, которое выразилось в виде хлопка с последующим возгоранием серы. По информации источника, третье происшествие было не настолько серьёзно, чем предыдущее. Официального комментария от Службы по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром добыча Астрахань» по этому поводу так и не поступило. Однако по информации Life News.ru, десять человек пострадали в результате этой очередной аварии на перерабатывающем заводе. Работники предприятия рассказывают, что в результате неисправности произошел выброс серы.
Ситуация, сложившаяся на астраханском ГПЗ, активно обсуждается в обществе, в том числе в интернете. Многие считают, что старое советское оборудование уже исчерпало лимит срока своей службы и, в том числе, поэтому всё чаще происходят аварии. Некоторые работники АГПЗ называют ещё одну причину сбоев в работе – это катастрофическая нехватка профильных специалистов. Внутренняя коррупция, кумовство и своячничество привели к такой ситуации на предприятии, когда в большинстве своём на нём трудятся не специалисты, а случайные в конкретной профессии люди.
Не оставляет равнодушным и комментарий, оставленный читателем на информационном агентстве Ast-News.ru: «То, что Газпром нас травит - это очевидно. Многое замалчивается и утаивается. Сами не понимаем, от чего мы болеем и плохо себя чувствуем. Давно уже пора для жителей Астраханской области ввести какой-нибудь коэффициент надбавки за вредные условия проживания. А то, что в официальной информации нам говорят, что всё в порядке - это враньё. Я сама училась с девушкой в институте, которая работала вместе с мужем в лаборатории Газпрома. И она спокойно говорила, что все их лабораторные исследования - простая фальсификация, ее муж даже на видео в телефоне
снял один из моментов выброса. А врать ей ни к чему. Руководству Газпрома надо серьезно задуматься о мерах безопасности и о ремонте давно изношенного оборудования. Хватит грести деньги лопатой с производства, пора вложить в него новые средства, если они и дальше хотят получать прибыль».
Михаил Поспелов,
"Факт и компромат" №10, 15.04.10.