Армен Петросян считается крупнейшим импортером российской икры во Францию и США (около 200 тыс. тонн). Его компания контролирует 15% мировых продаж черной икры.

Икру окончательно доводят до кондиции на заводе PETROSSIAN в окрестностях Парижа, откуда она выходит в свет в баночках со знаменитым логотипом парусника на волнах — «надежный корабль в бурном море».

Отец Армена Мушег Петросян первым познакомил Францию и французов с изысканным деликатесом. Произошло это в начале 1920-х годов, в Париже, куда приехали из России отец и дядя Армена. Сезар Ритц, владелец роскошного отеля на площади Вандом, не слишком верил в перспективы экзотического продукта, но согласился взять некоторое количество на реализацию. Он не прогадал... С тех пор в течение более восьмидесяти лет семья Петросян продолжает развивать на Западе икорный рынок, поддерживая привилегированные отношения с советской, а затем российской рыбной индустрией.

Долгое время в российском обиходе красной икры не было вовсе, а вот черную ели всегда. Правда, до девятнадцатого века она была скорее простонародным лакомством, чем деликатесом. Путешественник Вильям Кокс писал что, при Екатерине II в петербургском Летнем саду на одном из праздников для простого люда «стол был завален всякого рода яствами: высокие пирамиды из ломтей хлеба с икрой, вяленой осетриной, карпов и другой рыбы украшались раками, луковицами, огурцами». Русские бояре, знавшие толк в гастрономии, черную икру, конечно, любили, но редкостью она не считалась. Более прочих тогда ценилась янтарная щучья икра - редкая и очень вкусная.

В конце XVIII века к князю Петру Багратиону на службу поступил признанный европейский кулинарный авторитет - француз Мари Антуан Карем, служивший некогда на Кубе, бывший личным поваром банкира Ротшильда и даже трудившийся на кухне английского короля. Кулинар отмечал разнообразные блюда из овощей, грибов, ягод, но особо - рыбные. Среди последних он выделял осетровую икру, которой искренне восхищался. С легкой руки француза мир получил интернациональный термин - «кавиар»: «Так в Астрахани именуют отменное блюдо из нутра осетрового». Знакомое во всем мире по крышечкам стеклянных банок с икрой слово «caviar», имеет наше южнорусское происхождение, собственно, как и сам знаменитый деликатес.

Долгие годы Россия держала естественную монополию на производство и реализацию на мировом рынке черной икры. Все рухнуло после революции. Гражданская война и годы разрухи остановили поставки деликатеса из России в Европу, которая в свою очередь, познавшая русскую икру и полюбившая ее, нашла выход: в 20-е годы в Париже открылись первые «икорные дома» Petrossian Paris и Caviar Volga.

И вот, по прошествии уже более 80 лет, как существует семейный бизнес, Армен Петросян решил снять фильм о «Русской икре»: что это за продукт, как начиналось «вхождение на Олимп» этого деликатеса, как дело с осетровыми обстоит и в настоящее время. По словам Петросяна, приезд его в Астраханскую область, и конкретно в Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства, неслучаен. Именно специалисты старейшего на Каспии рыбохозяйственного института и его научно-экспериментальной базы «БИОС» знают об осетровых и икре все. Для фильма важно не только рассказать в мире об этом деликатесном продукте, о его удивительных питательных свойствах, но и обсудить нынешнее состояние с осетровыми на Каспии, показать, как ведутся мероприятия по сохранению и воспроизводству этих уникальных рыб в России и, в частности, в Астраханской области.

Французская съемочная группа во главе с Арменом Петросяном с неподдельным интересом познакомилась с работой лабораторий, научной библиотеки, а также с экспозицией музея КаспНИРХа.

Но, конечно, главный восторг вызвала научно-экспериментальная база «БИОС», а именно масштаб ее производства, старания людей, которые ежегодно взращивают, как своих собственных детей, миллионы маленьких осетрят, которых в конечном итоге выпускают в Волго-Каспийский бассейн для пополнения естественных популяций. Показать миру, что делается в России по сохранению реликтовых рыб — вот теперь один из центральных моментов будущего фильма, который мы будем с нетерпением ждать. Бизнесмен отметил, что опыт нашего региона будет полезен для его компании и, безусловно, интересен французской аудитории.

Нина Симонова