Хореограф Вера Арбузова представит астраханцам балет «КаренинА»

Астраханский государственный театр оперы и балета закроет сезон многообещающей премьерой. На главной сцене развернётся драма, чей сюжет уже 150 лет не теряет своей притягательности. Великий роман Льва Толстого вдохновлял представителей разных жанров зрелищного искусства на создание фильмов, драматических и хореографических спектаклей по всему миру. Историю легендарной героини, рассказанную языком танца, представит женщина. Это станет особенностью предстоящей премьеры.

Вера Арбузова, заслуженная артистка России, в недалёком прошлом – этуаль Театра балета Бориса Эйфмана и Михайловского театра, ныне хореограф, работающий в разных театрах страны. Осенью 2022 года Вера Арбузова выпустила в авторской редакции на сцене АГТОиБ балет «Раймонда», основанный на хореографии Мариуса Петипа, занявший достойное место в репертуаре театра.

– Вера Геннадьевна! Рады вновь приветствовать в Астрахани, куда вы вернулись уже к знакомой труппе…

– Вновь приехала в Астрахань по приглашению художественного руководителя театра Валерия Владимировича Воронина и главного балетмейстера АГТОиБ Юрия Викторовича Клевцова. Со времён «Раймонды» у меня сложились с коллективом хорошие отношения. Астраханская труппа имеет высокий профессиональный уровень, поэтому мы понимаем друг друга с полуслова.

– Юрий Викторович не раз говорил, что он приверженец классического наследия и создаёт балеты в этих канонах, но пригласил вас поставить спектакль в другом жанре…

– Астрахани можно позавидовать, что в театре такой мудрый главный балетмейстер, дающий возможность труппе пробовать себя в разных хореографических стилистиках. Балетный век короткий, поэтому танцорам хочется реализоваться по максимуму. Я призываю ребят как можно больше брать от новой работы. Ведь незаметно можно оказаться по другую сторону процесса. Огромное везение, если по завершению артистической карьеры сегодняшние танцовщики станут хореографами или педагогами. Значительная часть наших коллег уходит из балетной сферы, никогда не возвращаясь в профессию.

– Ваш балет «КаренинА» можно причислить к неоклассике?

- Отчасти. В большей степени он основан на моей авторской хореографии.

– Образ Анны Карениной в вашей творческой биографии сыграл особую роль…

– Танцевала «Анну Каренину» в одноимённом балете Бориса Яковлевича Эйфмана. Это была моя последняя партия, которую станцевала перед переходом из театра Эйфмана в Михайловский. Спустя значительное время получила от Юрия Клевцова неожиданное предложение поставить знакомое название на сцене Челябинского театра оперы и балета. Эта работа стала для меня как для хореографа хорошей стартовой площадкой. Недавно, перечитывая роман в четвёртый раз, нашла в нём новые смыслы, так как в каждом возрасте понимание описываемых в нём событий и переживаний меняется. Придумывая свою Анну, старалась максимально отойти от всех ранее созданных образов, придав ей индивидуальность и непохожесть на предшественниц.

– «КаренинА» - интригующее название!

– В нём зашифровано несколько секретов, у астраханских зрителей будет возможность разгадать все скрытые значения этого названия, когда они придут на премьеру.

– Другое удивление – обилие фамилий композиторов на афише. 

– Решила, что в моём спектакле прозвучат произведения нескольких композиторов, живших и творивших в разные эпохи. Когда Юрий Клевцов предложил поставить «Анну Каренину», сразу определила, что весь первый акт будет построен на произведениях Бенджамина Бриттена. У меня сложилось впечатление, что всё, что Толстой хотел сказать между строк, Бриттен отразил в своей музыке.

Пересмотрела большое число киноверсий романа «Анна Каренина» и все доступные записи одноимённых балетов. Моим принципиальным решением было не брать музыку Родиона Щедрина. Также не захотела использовать сочинения только одного Чайковского.

За дирижёрским пультом на премьере будет стоять художественный руководитель АГТОиБ Валерий Воронин — маэстро, который тонко чувствует этот непростой музыкальный материал.

– Нашли в астраханской труппе свою Каренину?

– Мы готовим премьеру в трёх составах солистов. Все три балерины, репетирующие главную партию, абсолютно разные. Сейчас мы наметали основную канву спектакля, после чего начнём основательно копаться в образе в поиске нужных эмоций. Исполнительницы главной партии продемонстрируют не только совершенное владение телом, но и многогранность своего артистического таланта.

– В своём недавнем путешествии по закулисью театра мы видели, как в бутафорском цехе создают маски для вашего спектакля.

– Они будут использоваться для сцены, действие которой разворачивается на Венецианском карнавале. Там будет номер, который можно назвать «театр в театре» — прототипы главных героев разыграют смешную сценку, после которой между Анной и Вронским произойдёт серьёзный раскол.

Художник-постановщик Виолетта Жигалина из Санкт-Петербурга, с которой я работала ранее, придумала невероятной красоты костюмы, которые, несомненно, произведут на зрителей большое впечатление. Не меньший эффект спектаклю придаст уникальная анимация, созданная в 3D-формате.

– Можно ли по накалу страстей назвать Анну Каренину русской Кармен?

– Однозначно – нет! Каренина – вечно сомневающаяся женщина, которая до конца не понимает, кого же она на самом деле любит. Тоскует по сыну, оставаясь равнодушной к своей дочери от Алексея Вронского. Не надо забывать, что образ нашей героини описал мужчина. Наша версия Карениной является первой, рассказанной от женского лица. Как женщина хорошо понимаю Анну. Если бы её история происходила в наше время, то с ней не случилось страшной трагедии...

– Каких неожиданных решений ждать от балета «КаренинА»?

– В нём прозвучит авторский текст Толстого. Зрители также услышат романс и колыбельную в исполнении солистов оперной труппы театра. Я решила дополнить визуальное полотно спектакля необычными аудиовставками, которые удивительным образом влились в общую картину происходящего на сцене.

– Вы работали на разных площадках страны и мира. Как ощущается в стенах АГТОиБ?

– Прекрасно. Это особенное место, целый город в городе — комфортный и приятный. Здесь всё устроено так, что можно, не выходя из здания, посвятить работе большую часть времени, и даже позволить себе отдохнуть. Для меня эти условия идеальны, ведь я могу ставить 24 в сутки. У труппы, помимо репетиционного периода, идёт ещё работа над текущим репертуаром. При такой сильной нагрузке они всё успевают и со всем справляются. Ребята — большие молодцы!

Мне нравится ощущать себя в статусе приглашённого балетмейстера. Быть востребованными в нескольких театрах и работать с разными коллективами — мечта многих моих коллег. Ещё я занимаюсь педагогической деятельностью и авторскими проектами, успевая уделять время семье и воспитанию дочери.

Ну а пока все силы и внимание сосредоточено на предстоящей премьере, которая состоится на сцене АГТОиБ 21, 22 и 23 июня. Осталось не так много времени до встречи астраханских зрителей с балетом «КаранинА»!

Интервью подготовила Екатерина Некрасова