В каспийском портовом городе Актау, где строится казахская военно-морская база, 16 сентября откроется международная конференция "Парадигмы международного сотрудничества на Каспии", организованная российским информационным агентством "ИнфоРос", казахским Институтом социально-политических исследований и киргизским "Общественным фондом Александра Князева".
Эксперты из прикаспийских государств будут говорить о том, как предотвратить милитаризацию на Каспии, как разделить дно и богатый углеводородами шельф, как сохранить экологию и исчезающие биоресурсы этого пересыхающего моря-озера и о многих других его проблемах.
После распада СССР раздел Каспийского моря долгое время был и до сих пор остаётся предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа — нефти и газа, а также биологических ресурсов. В течение длительного времени идут переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивают на разделе Каспия по срединной линии, Иран — на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами.
Ныне действующий правовой режим Каспия установлен советско-иранскими договорами 1921 и 1940 гг. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории моря, свободу рыболовства, за исключением десятимильных национальных рыболовных зон, и запрет на плавание в его акватории судов под флагом некаспийских государств. У России заключено соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления прав на недропользование. Есть соглашение с Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря. Заключено также трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, в пределах которых стороны имеют право осуществлять разведку и добычу минеральных ресурсов.
С 1992 года работает Комитет сотрудничества прикаспийских стран (Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан). В апреле этого года состоялось 28-е заседание Специальной рабочей группы (СРГ) по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне заместителей глав МИД прикаспийских стран. В коммюнике по итогам заседания подчеркивалась важность итогов Третьего каспийского саммита, состоявшегося 18 ноября 2010 года в Баку. Тогда президентами пяти стран было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, включающее очень важное положение о том, что обеспечение безопасности на море является прерогативой только прикаспийских государств.
Казалось бы, переговоры обеспечивают мирное разрешение споров. Однако в 2001 году на Каспии произошел первый и пока единственный вооруженный инцидент между двумя прикаспийскими странами. Иранские боевые корабли помешали реализации проекта международного консорциума под руководством британской BP по освоению перспективных структур "Алов", "Араз" и "Шарг", расположенных в южной части Каспия в районе морской границы Азербайджана и Ирана.
Масла в огонь подливают США, которые заинтересованы в укреплении своих позиций в Каспийском регионе и в получении энергоносителей в обход России. Американское издание "EurasiaNet", ссылающееся на источники в Госдепе США, пишет, что Вашингтон намерен сдерживать Иран и Российскую Федерацию, вооружая её соседей по Каспийскому морю, ввиду "растущей важности безопасности Каспийского моря в этом богатом нефтью и газом регионе".
Издание отмечает: "США будут продолжать работать с азербайджанскими ВМС с целью повышения безопасности Каспия, развития профессионального военного образования, расширения возможностей участия в совместных миротворческих операциях и содействия продвижению к оперативной совместимости с НАТО…" В перспективе Вашингтон считает, что Азербайджан будет вовлечён в блок НАТО. На туркменском направлении американцы хотят организовать подготовку местных военных моряков. В Казахстане США намерены помочь в модернизации морской авиации, в частности, уже имеющихся на ее вооружении вертолетов производства США.
У Казахстана уже есть береговая охрана, проводящая патрули на расстоянии до 25 километров от берега. В 2010 году США передали Казахстану четыре десантных катера на безвозмездной основе по программе пятилетнего плана сотрудничества между министерствами обороны РК и Соединенных Штатов. Астана планирует также закупить шесть ракетно-артиллерийских кораблей проекта 21632 "Торнадо". Флот позволит вооруженным силам этой страны патрулировать открытые воды Каспия на расстоянии до 150 километров от берега, то есть до средины моря. Это даст ей возможность защищать свои оффшорные буровые платформы. "Основной задачей флота станет сдерживание терроризма, а не борьба с угрозами со стороны других прикаспийских государств",— заявляет казахстанская сторона.
Наращивание военной группировки на Каспии для Азербайджана стало аргументом в переговорах по поводу транзитных проектов. Баку сумел убедить своих западных партнеров в собственной состоятельности обеспечить безопасность как маршрутов экспорта сырья, так и самих добывающих мощностей на морском шельфе, и фактически отказался от предложения американцев разместить в Азербайджане военный контингент с целью обеспечения безопасности азербайджанских нефтяных месторождений на Каспии и трубопроводов, по которым нефть и газ доставляются на западные рынки. Такая группировка подразумевала и морскую составляющую. Проект получил общее название "Каспийский страж" (Caspian Guard).
Туркменистан за последние годы закупил на Украине и в Польше около 30 катеров береговой охраны и других плавсредств военного назначения. Кроме того, несколько лет назад Иран передал в долгосрочную аренду Туркменистану 7 катеров и один эсминец, чем значительно усилил туркменский военный флот на Каспии. Туркменская береговая группа войск насчитывает около 2 тысяч человек.
Сергей Михеев, вице-президент Центра политических технологий, в статье "Милитаризация Каспия и американо-натовский "третейский суд" приходит к однозначному выводу, что "прикаспийские государства вооружаются друг против друга для возможного разрешения споров на Каспии военным путём. Это крайне опасная логика, ведущая к непредсказуемым последствиям и грозящая потенциальной катастрофой для Каспийского моря и прикаспийского региона".
В условиях, когда южная часть Каспийского моря так и остается не поделенной между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном, существует определенная опасность вооруженного конфликта между этими государствами за контроль над каспийскими месторождениями углеводородов.
Создание под любым предлогом военно-морской базы США в Азербайджане грозит России прямым входом США в каспийский регион, что существенным образом осложнит ситуацию на южных рубежах России и приведет к значительным экономическим и военно-стратегическим потерям. Будут поставлены под непосредственный военный удар российские регионы, в первую очередь прикаспийские: Дагестан, Калмыкия, Астраханская область.
Главная тема разногласий России с Азербайджаном и Туркменистаном - отказ Москвы поддерживать любые проекты строительства нефте- и газопроводов по дну Каспия. Это как раз то, что предлагают ЕС и США в рамках своих инициатив по созданию новых маршрутов транспортировки каспийских и центральноазиатских ресурсов в обход России. Казахстан в этом вопросе занимает сдержанные позиции, а, например, Туркменистан готов игнорировать интересы других каспийских стран. Россия и поддерживающий ее в этом вопросе Иран в ответ наращивают мощь военного присутствия.
По словам главного организатора конференции старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Александра Князева в ее повестку дня включен вопрос об экономической целесообразности трубопроводного строительства на Каспии. Этот вопрос интересует и КНР, которая заинтересована в изменении направления движения углеводородов из региона с западного на восточный. Среди других вопросов будет затронута проблема коммуникационного потенциала Каспия, который для России и Казахстана является прямым коридором к портам Персидского залива. Будет уделено внимание и экологической составляющей добычи энерго- и биоресурсов на Каспии. По мнению ученого, будущее Каспия сложно. Каспий – это регион, стабильность которого может быть нарушена в любой момент.
Николай Хорунжий,
Inforos.ru