Режиссёр Александр Огарёв: «Я продолжаю открывать для себя Астрахань»

Без малого год, как Александр Огарёв работает художественным руководителем и главным режиссёром Астраханского драматического театра. Мы встретились с ним по завершению 211-го театрального сезона – насыщенного и яркого, чтобы поговорить о первых итогах работы на посту худрука старейшего театра России и впечатлениях о проведённом времени в Астрахани.

AST-NEWS.ru: Александр Анатольевич, вы выпустили в Астрахани в минувшем сезоне пять премьер. Все они были разноплановыми и достойными особого внимания. Вы успели осуществить за этот срок то, что планировали?

Александр Огарёв: В моём контракте прописана норма – один спектакль, так что здесь идём с перевыполнением. Для знакомства, считаю, что этот сезон был удачным. Не скрываю, шёл сюда с опасениями, зная, как труппа вытеснила из театра предыдущего режиссёра, показав, на что она способна, сплотившись. К тому же мы с Игорем Лысовым режиссёры одной школы. Не знал, насколько правильным стало моё решение уехать из Москвы, чтобы войти в другую воду.

Но, к счастью, действительность оказалась более радужной. Я встретил желающих работать людей, даже тех, кто изначально был настороже. И постепенно они, пусть не все и не до конца, расположились для работы. Сейчас мы занимаемся исключительно творчеством и сочинением спектаклей, и у нас не возникало ни с кем особых конфликтов.

Конечно, в нашем общем житие есть попутные проблемы: мне приходится объяснять и доказывать некоторые вещи, но в целом я считаю наше сотрудничество приятным. Безмерно рад, что сделал этот выбор в пользу Астрахани, мне здесь гораздо комфортнее и свободнее, чем в Москве.

- Как на ваше режиссёрское видение легла Астрахань? Может, чем-то вдохновила?

- Мне трудно сказать, что зависит конкретно от Астрахани, а что от каких-то внутренних процессов. Считаю, что не развивающийся человек просто мёртвый, поэтому хочу, чтобы процесс развития постоянно продолжался. Думаю, что определённые толчки для дальнейших размышлений и чувствования театра Астрахань даёт.

Это уникальный город, очень необычный, отличающийся от тех российских городов, в которых я жил. Конечно, Астрахань вдохновляет, как например, на недавнюю премьеру «День города N». Ещё в январе у меня не было намерения ставить этот спектакль по трём пьесам современных авторов. Но потихоньку из ощущений, что материал родственен Астрахани, что звучание города совпадает с моей музыкой, родилось желание осуществить эту постановку. Мы достаточно рьяно взялись за эту идею и быстро её воплотили.

- Как формируется театральный репертуар?

- Свежие спектакли, которые ещё не обветшали внутренне и внешне, их стараются сохранять, как можно дольше. Это зависит и от интереса публики и от заинтересованности, которую вкладывают в них актёры. Некоторые постановки живут вопреки всему. Уже, кажется, спектакль изжил себя, но артисты с таким теплом к нему относятся, что он продолжат жить, как например, у нас много лет с успехом идёт спектакль «Очень простая история».

- Как вам астраханская публика? Почувствовали ли её пристрастия, вкусы, степень подготовки?

- Театральной публики не так много. В процентном соотношении по стране она составляет порядка трёх-четырёх процентов от общего числа жителей. В Астрахани по ощущениям эта цифра колеблется в диапазоне 2-3 процента. И даже среди этого небольшого числа людей чувствуется сильное расслоение и разница интересов. Среди астраханских театралов есть люди, посещающие столичные театры, подходящие к местным спектаклям с точки зрения этих мерок.

Есть люди более традиционных ожиданий, а есть те, кто попал в театр совсем недавно. На гастролях Псковского академического театра увидел зрителей, вопреки своим ожиданиям, остро реагирующих на социальные вопросы, поднимаемые в спектаклях коллег –думал, что публика в Астрахани аполитична.

Астраханцы устроили овации после показа «Ревизора», спектакля, к которому власть может отнестись достаточно нервно. Я понял, что астраханская публика неравнодушна к подобным темам и ждёт от театра некоторых откровений и сообщений, а не просто абстрактных красот.

- Вы готовите в будущем сезоне ожидаемые публикой откровения?

- Сам я, наверное, не большой специалист в социальной тематике. Мой мастер Анатолий Васильев воспитывал нас на образцах прекрасного. Но иногда я касаюсь подобных тем, и они звучат в классических произведениях и в современных вещах. Но так как это сделал Пётр Шершевский в псковском спектакле «Ревизор», рассказать о нашей российской действительности с такой болью и откровенностью, я не сумею. Я – другой, но тем не менее, буду стараться делать спектакли, которые бы не оставляли зрителей равнодушными.

- Вы можете поделиться своими планами на предстоящий сезон?

- Мы планируем открыться премьерой спектакля «Братья Карамазовы», которая должна была состояться в апреле, но из-за задержки финансирования перенеслась на сентябрь. Вторая ожидаемая премьера – это требования выживаемости театра – комедия «Шум за сценой». Когда я приехал в Астрахань, была договорённость, что в первые два года должен поставить комедийный спектакль для привлечения к нам более широкого зрителя.

При этом, это не пошлая комедия, это своеобразное объяснение в любви к театру со всеми его нелепостями, противоречиями, странностями, болезнями, но в то же время со всеми его прелестями. Несмотря на то, что театральные профессии практически неоплачиваемые, тысячи людей занимаются искусством, не в силах себе отказать в этом. Премьера спектакля «Шум за сценой» намечена на декабрь. Художником по костюмам выступит известный театральный художник Андрей Климов.  

Остальные проекты и планы зависят от их финансирования. Сейчас мы ждём одобрения заявки на приезд к нам режиссёра Василия Сенина, который планирует поставить спектакль «Зойкина квартира» Михаила Булгакова. Также ведутся переговоры по проведению проекта «Театральная лаборатория О. С. Лоевского», в рамках которой должны приехать четыре молодых режиссёра, работающие с современной драматургией.

Я сам часто участвую в этом проекте, в июле еду в Татарстан на очередную лабораторию, где режиссёры делят труппу, разбирают себе артистов и усиленно в течение недели репетируют. А потом из четырёх эскизов получается спектакль, который выносится на суд публике.

Это очень увлекательный процесс, когда весь театр живёт в возбуждении. Многие актёры раскрываются за такой короткий период с самой неожиданной стороны.

- Вы представили в ушедшем сезоне пять разноплановых спектаклей, планируете ли в дальнейшем удивлять зрителей необычной подачей тех или иных вещей?

- Конечно, не хочется всю жизнь ставить один и тот же спектакль. Каждый раз ты пытаешься осветить разные проблемы, сочинить новые образы и сущности. И это большая радость, когда получается воплотить задуманное.

- Как относитесь к критике в свой адрес, если она имеет место?

- Конечно, имеет! Многие прямо ненавидят меня. Невозможно прожить в искусстве, чтобы все тебя любили. Меня сильно критикуют, но я приучаю себя относиться к этому спокойно. В то же время приходится учитывать причины этой критики.

К нам недавно приезжала известный театровед, кандидат искусствоведения Татьяна Джурова. Она сделала разбор наших работ, её авторитетную критику нельзя не принять. Этот объективный взгляд мы будем учитывать в своей дальнейшей работе. Критика специалиста имеет свои причины, так как она представитель петербургской школы театроведения. Это школа особенная, она любит психологический театр, рассматривая вещи, лежащие не на поверхности. А я – представитель выразительного театра, раскрывающего внутренний мир наглядным способом, а не прятаньем его в себя. Тем не менее, Татьяна рассказала нам массу дельных вещей, которые мы примем к сведению.

Другое дело, что есть критика, опирающаяся не на театральные причины. Когда работал в Краснодаре, ко мне пришёл въедливый местный критик и объявил, что если в моём спектакле будет играть та актриса, за которую он хлопочет, то будут хорошие статьи, если нет – то плохие. По объективным причинам я не задействовал её, из-за чего на меня обрушился шквал уничижительной критики, связанной с домыслами в мой адрес, не касающегося спектакля. Подобное случается часто: в критики порой идут люди с манией величия, их греет возможность влиять на события, делая их якобы значительными людьми. Мнения, основанные на подобных мотивах, стараешься отрезать.

- Чего ждёте от нового театрального сезона? Какие моменты тревожат больше всего?

- Сейчас всё достаточно нестабильно. В связи с пандемической ситуацией волнуемся даже за предстоящие гастроли в Псков, из-за того, что сейчас в ряде регионов вводятся новые ограничения. Планировать что-либо опасно, так как всё может улететь под откос в любой момент. Кризис бьёт по всей экономике, так что денег в театре не прибавляется.

- У Астраханского драматического театра есть постоянные спонсоры?

- Увы, постоянных спонсоров нет. Но нашему директору Лилии Аркадьевне Гурко удаётся разговорить определённых людей, от которых зависит некоторое участие, за счёт которых мы можем съездить на фестиваль, например. Но это, скорее, разовые проекты. Так, «Газпром» выкупил много билетов на гастрольные спектакли Псковского театра. Вкладывать в культуру готовы далеко не все. При этом из года в год сокращается и государственное финансирование.

- Посещают ли театр руководители региона?

- Губернатор Игорь Юрьевич Бабушкин приходил на наш спектакль «Татуированная роза». Нашим частым гостем является руководитель администрации губернатора Павел Петрович Паутов, он настоящий театрал, с которым приятно поговорить о театральном искусстве. В своё время, когда он работал в Омске, Павел Петрович много сделал для развития местного театра, у которого тогда был настоящий расцвет. Надеемся на то, что его интерес к Астраханскому драматическому театру также не случаен.

07.jpg

- Вы узнали за этот год Астрахань?

- Я продолжаю открывать Астрахань, находить в ней приятные места. Недавно по рекомендации наших артистов мы побывали с женой (актрисой Александриной Мерецкой –прим. ред.) в кафе «Самовар», где ели вкусную окрошку на кефире, а в кафе «Бардак» был подан вкусный шашлык. Но полюбить какие-то отдельно взятые ландшафты пока не удалось из-за того, что город достаточно замусоренный, по-прежнему в приоритете остаются прогулки по улице Советская.

Астраханский драматический театр отправился на гастроли в Псков, где с 24 по 27 июня будут показаны пять репертуарных спектаклей: «Татуированная роза», «Вдох-выдох», «Огонь страстей желанных», «Отель двух миров», «Волшебное кольцо». Хочется пожелать коллективу и его руководителям успешных гастролей, плодотворного отдыха после напряжённого, но интересного сезона.

А также чтобы следующий 212-й сезон подарил астраханским зрителям массу ярких эмоций и неожиданных откровений. Театр – хрупкий мир, где обитают творцы, которых нужно беречь и ценить. Настоящих художников мало, но Астраханскому драматическому театру повезло, и пусть это везение длиться максимально долго.

Екатерина Некрасова