Хутор-404. "Медвежьи углы" Астраханской области

Перелопачивая местные СМИ, можно обратить внимание на вполне сложившуюся релевантность освещаемых тем: политические и коммунальные дрязги, серии областных ДТП и астраханского криминала, сообщения о культурно-массовых мероприятиях, о выявленных растратах при этих коммунальных дрязгах и ранее проводимых культурных сейшенах.


И так из года в год мы смотрим, слушаем, читаем одно и тоже! Вспоминается пелевинское «Сто восемь. О музыке»: «их музыку приходится слушать каждый день, ибо заводят её повсеместно. И потому не слышим ни ветра, ни моря, ни шороха листьев, ни пения птиц. А только один и тот же пустой и мёртвый звук, которым хотят удивить, запуская его в небо под разными углами».


Так и мы который год слышим одно и тоже блеянье хронических оппозиционеров, в астраханских СМИ, с одной стороны и вечную аллилуйя местным властям, с другого медиа-бережка. Смею предположить, что ни те, ни другие никогда не интересовались делами астраханских вымирающих сёл. Оно и понятно: в предвыборных турне надо ехать туда, где люди ещё худо-бедно обитают, негоже набриолиненным господам и их суетливым дамам с розовыми блокнотиками соваться во всякие малопонятные и малонаселённые «медвежьи углы». А между тем, последние могикане исчезающих сёл упорно ждут, когда же всё-таки власть, СМИ, бизнес обратят на них внимание.


Совсем недавно я волей случая попал в хутор Солянка Ахтубинского района. Так вот, за полдня хождения по селу-призраку встретил лишь одного жителя и тот, как выяснилось позже, живёт тут сезонно, на правах дачника, скажем так. Угостившись сигаретой, а потом второй и третьей, «дядя Коля» в благодарность поведал, что в посёлке всё же осталось пять-семь стариков. Хуторские дома почти все пустуют – заходи в любой и живи, а то они всё равно потихоньку разбираются на топку оставшимися стариками. «Дядя Коля» сам здесь последний сезон… В общем, хутор Солянка, в котором по данным на 2009 год было прописано 77 человек, на данный момент, пользуясь компьютерной терминологией, является «хутором-404»: то бишь, упоминания о нём в повседневной жизни хоть и есть (есть даже с пяток-другой чиновников, курирующих данное поселение), но по факту хутора Солянка уже не существует.


И таких Солянок на астраханщине вагон и маленькая телёжка, где люди вынуждены без помощи извне выживать: это село Воскресеновка Лиманского района, это село Седлистое Икрянинского района, это и Алгаза и Лебяжье, и Средний Баскунчак, и Вернекалиновский, и Дамчик и т.д. Все они находятся на разной стадии умножения на ноль, где-то этот процесс обратимый, где-то, к сожалению, уже нет.


Стоит ли мне напоминать, что не так давно официально канули в лету ряд астраханских поселений: хутор 8 Марта (Ахтубинский район), хутор Новокаргино (Володарский район), хутор Антошкин Табун-Аральского сельсовета Енотаевского района, хутор Чистый Яр,посёлок Долгий (Икрянинский район). Процесс этот хоть и замедлился, но, тем не менее, тенденция к вымиранию сёл сохранилась.


Возвращаясь к основной мысли, я хочу призвать астраханские СМИ – тех, кто в глубине своей души гордится своим журналистским ремеслом, тех, кто, окромя правильно расставленных запятых, хочет принести реальную пользу обществу от своего полуночного корпения над материалом,оторваться от беспробудного верстания будней уже надоевших всем медиа-персонажей. Друзья, обратите внимание на сельчан, на их проблемы, быть может, скрежеща ржавыми членами, мы сможем повернуть государственную машину в сторону этих 404-х сёл и хуторов, может ещё упадёт бюджетный живительный рубль на засушенную почву астраханских «медвежьих углов».


Кантемиров, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 25 (635)