Международный День театра отмечается почти 60 лет. У него есть традиции, основы, знаки. Художественный руководитель балета, главный балетмейстер Астраханского государственного театра оперы и балета, заслуженный артист России Константин Уральский рассказал AST-NEWS.ru, как в нелёгкие для всех времена живёт театр.
– Прежде всего, я хочу поздравить всю нашу большую театральную семью с Международным Днём театра. Это замечательный праздник, ведь с ним поздравляешь не только тех, кто в нём работает, но и всех, кто приходит сюда, с кем мы делимся искусством, рождённым в древние времена, сквозь века несущее радость, познание, вдохновение.
– Как пережить сложное время и не прервать культурную взаимосвязь с высоким искусством? Какой вы видите жизнь театра, артистов, разлученных со своим зрителем сегодня?
– В мир пришла большая беда. И не только для одного региона и его театров, одной страны: это большая беда, которая накрыла человечество. Многие коллеги из других стран уже не только разлучены со своими зрителями, но и вынуждены находиться не первую неделю в изоляции дома.
Мы солидарны со всей международной театральной семьёй. И сегодня, как это ни печально, мировой театр будет встречать свой ежегодный праздник в изоляции и ожидании.
Самое главное в этой ситуации – поддержка друг друга. В соцсетях выкладывается много материалов от артистов со всего мира, которые работают в изменённых условиях: кто-то поет, кто-то танцует, кто-то играет на музыкальном инструменте.
Артисты всегда занимались дома, но сегодня делиться такими видео необходимо в качестве моральной поддержки, чтобы оставаться в контакте со зрителем, ну и, конечно, сохранять профессиональную форму. Ведь творческим людям очень трудно находиться взаперти, без работы, поэтому, самое главное сейчас – это оптимизм.
– Какие планы у балетной труппы театра? Чем будет заполняться вынужденный перерыв?
– Говорить сегодня о планах тяжело. Трудно, несмотря на оптимизм и надежды, что изоляция скоро закончится, и мы вернёмся в театр, начав там активную работу.
В нашем коллективе балета уже не первую неделю идёт работа над новыми постановками, мы приступили к репетициям трехактного балета Мариуса Петипа «Раймонда» на музыку Александра Глазунова, который готовим к премьере. Но говорить о дате премьеры сегодня сложно. У нас есть план, но необходимо подождать и понять, как будут развиваться события.
Ещё я пишу сценарий музыкального весёлого спектакля. Пока оставлю название и сюжет в тайне; в нём будут задействованы все коллективы нашего театра. Думаю, это будет интересная работа – и для нас и, надеюсь, для нашего зрителя.
– Все учреждения культуры: библиотеки, театры, музеи переходят на удалённый режим. Насколько это действенный метод? Можно ли долго поддерживать контакт со зрителем лишь в онлайн?
– Сегодня многие театры транслируют свои спектакли на разных интернет-площадках. К этому процессу подключился и наш театр. Я отношусь к этому двояко. У нас есть хорошие видеозаписи ряда наших спектаклей – как балетных, так оперных, и я очень надеюсь, что мы будем их показывать таким образом. Что можно и нужно делать не только, когда театр закрыт.
Но театр – это живое искусство. Люди приходят сюда за непосредственным контактом с актёрами, сопереживать действию здесь и сейчас, а не перед экранами и мониторами.
В этом и есть отличие театра от кино. Жизнь за порталом, или как говорится, отсутствие четвёртой стены, создаёт связь со зрителем. Ведь каждый спектакль живой и неповторимый. Ни одна видеозапись, ни одна трансляция не даст подобного мироощущения.
Конечно, очень важно, что сегодня мы можем, сидя у себя дома, посмотреть шедевры мирового театра, увидеть новые спектакли, которые поставлены где-то далеко, ведь мы попросту не можем поехать в другой город и увидеть эти постановки.
Это даёт возможность понимать состояние мирового театра, но это немножко другое направление во взаимоотношениях искусства со зрителем, скорее – информационное.
Ещё раз повторюсь: театр – это живое искусство, за которым приходит зритель, а не информационная передача, что происходит сейчас с онлайн-трансляциями. К тому же любой спектакль ставится для контакта со зрителем со сцены, а не с экрана, поэтому искусство режиссуры театра и режиссуры кино это достаточно разные вещи.
– Изменится ли театр в широком его понимании после того, как пандемия пройдёт? Сможет ли он безболезненно пережить всё это?
– Театр переживал в своей истории очень много: разные общества, войны, революции, эпидемии. Но искусство крепче и умнее нас. Я не беспокоюсь, что с ним может что-то произойти. Но я прекрасно понимаю, что ситуация непростая, и нужно очень внимательно отнестись к финансовым возможностям, которые будут у театра в новых условиях. К сожалению, возможно, какие-то театры не смогут устоять или творчески ярко существовать после этого. Но многое зависит от того, как каждый театр и его руководство будут принимать дальнейшие решения.
Я уверен, что наш зритель не оставит нас. Все вместе мы найдём пути, как скорректировать наши планы, показать интересные спектакли ещё до конца сезона. И будем ждать яркого следующего сезона, чтобы продолжать свой увлекательный творческий путь.
- Моя личная стратегия ни в чем не изменяется. Театр - коллективная командная работа, творчество группы людей под руководством, точнее под духовным направлением, творческим направлением лидера.
Когда есть лидеры рождаются артисты, появляются спектакли. Мы - это творческий коллектив, и как руководитель одного из наших коллективов театра, я прежде всего должен сохранить в балетной труппе творческую атмосферу. Ту ауру в, которой люди отдают себя в создании спектаклей, и потом дарят зрителям.
Интервью подготовила Екатерина Некрасова.
Фотографии Марины Пановой-Ватанской.
AST-NEWS.ru
– Прежде всего, я хочу поздравить всю нашу большую театральную семью с Международным Днём театра. Это замечательный праздник, ведь с ним поздравляешь не только тех, кто в нём работает, но и всех, кто приходит сюда, с кем мы делимся искусством, рождённым в древние времена, сквозь века несущее радость, познание, вдохновение.
– Как пережить сложное время и не прервать культурную взаимосвязь с высоким искусством? Какой вы видите жизнь театра, артистов, разлученных со своим зрителем сегодня?
– В мир пришла большая беда. И не только для одного региона и его театров, одной страны: это большая беда, которая накрыла человечество. Многие коллеги из других стран уже не только разлучены со своими зрителями, но и вынуждены находиться не первую неделю в изоляции дома.
Мы солидарны со всей международной театральной семьёй. И сегодня, как это ни печально, мировой театр будет встречать свой ежегодный праздник в изоляции и ожидании.
Самое главное в этой ситуации – поддержка друг друга. В соцсетях выкладывается много материалов от артистов со всего мира, которые работают в изменённых условиях: кто-то поет, кто-то танцует, кто-то играет на музыкальном инструменте.
Артисты всегда занимались дома, но сегодня делиться такими видео необходимо в качестве моральной поддержки, чтобы оставаться в контакте со зрителем, ну и, конечно, сохранять профессиональную форму. Ведь творческим людям очень трудно находиться взаперти, без работы, поэтому, самое главное сейчас – это оптимизм.
– Какие планы у балетной труппы театра? Чем будет заполняться вынужденный перерыв?
– Говорить сегодня о планах тяжело. Трудно, несмотря на оптимизм и надежды, что изоляция скоро закончится, и мы вернёмся в театр, начав там активную работу.
В нашем коллективе балета уже не первую неделю идёт работа над новыми постановками, мы приступили к репетициям трехактного балета Мариуса Петипа «Раймонда» на музыку Александра Глазунова, который готовим к премьере. Но говорить о дате премьеры сегодня сложно. У нас есть план, но необходимо подождать и понять, как будут развиваться события.
Также мы разучиваем несколько новых хореографических миниатюр, которые ранее не танцевали, и хотим иметь в концертном репертуаре. В период активного сезона, показа и гастролей на это всегда не хватало времени, и вот, пользуясь неожиданно образовавшейся возможностью, готовим эти работы.
Ещё я пишу сценарий музыкального весёлого спектакля. Пока оставлю название и сюжет в тайне; в нём будут задействованы все коллективы нашего театра. Думаю, это будет интересная работа – и для нас и, надеюсь, для нашего зрителя.
– Все учреждения культуры: библиотеки, театры, музеи переходят на удалённый режим. Насколько это действенный метод? Можно ли долго поддерживать контакт со зрителем лишь в онлайн?
– Сегодня многие театры транслируют свои спектакли на разных интернет-площадках. К этому процессу подключился и наш театр. Я отношусь к этому двояко. У нас есть хорошие видеозаписи ряда наших спектаклей – как балетных, так оперных, и я очень надеюсь, что мы будем их показывать таким образом. Что можно и нужно делать не только, когда театр закрыт.
Но театр – это живое искусство. Люди приходят сюда за непосредственным контактом с актёрами, сопереживать действию здесь и сейчас, а не перед экранами и мониторами.
В этом и есть отличие театра от кино. Жизнь за порталом, или как говорится, отсутствие четвёртой стены, создаёт связь со зрителем. Ведь каждый спектакль живой и неповторимый. Ни одна видеозапись, ни одна трансляция не даст подобного мироощущения.
Конечно, очень важно, что сегодня мы можем, сидя у себя дома, посмотреть шедевры мирового театра, увидеть новые спектакли, которые поставлены где-то далеко, ведь мы попросту не можем поехать в другой город и увидеть эти постановки.
Это даёт возможность понимать состояние мирового театра, но это немножко другое направление во взаимоотношениях искусства со зрителем, скорее – информационное.
Ещё раз повторюсь: театр – это живое искусство, за которым приходит зритель, а не информационная передача, что происходит сейчас с онлайн-трансляциями. К тому же любой спектакль ставится для контакта со зрителем со сцены, а не с экрана, поэтому искусство режиссуры театра и режиссуры кино это достаточно разные вещи.
– Изменится ли театр в широком его понимании после того, как пандемия пройдёт? Сможет ли он безболезненно пережить всё это?
– Театр переживал в своей истории очень много: разные общества, войны, революции, эпидемии. Но искусство крепче и умнее нас. Я не беспокоюсь, что с ним может что-то произойти. Но я прекрасно понимаю, что ситуация непростая, и нужно очень внимательно отнестись к финансовым возможностям, которые будут у театра в новых условиях. К сожалению, возможно, какие-то театры не смогут устоять или творчески ярко существовать после этого. Но многое зависит от того, как каждый театр и его руководство будут принимать дальнейшие решения.
Я уверен, что наш зритель не оставит нас. Все вместе мы найдём пути, как скорректировать наши планы, показать интересные спектакли ещё до конца сезона. И будем ждать яркого следующего сезона, чтобы продолжать свой увлекательный творческий путь.
– Имеется ли у вас, как у художественного руководителя балета, личная стратегия во времена коронавируса?
- Моя личная стратегия ни в чем не изменяется. Театр - коллективная командная работа, творчество группы людей под руководством, точнее под духовным направлением, творческим направлением лидера.
Когда есть лидеры рождаются артисты, появляются спектакли. Мы - это творческий коллектив, и как руководитель одного из наших коллективов театра, я прежде всего должен сохранить в балетной труппе творческую атмосферу. Ту ауру в, которой люди отдают себя в создании спектаклей, и потом дарят зрителям.
Интервью подготовила Екатерина Некрасова.
Фотографии Марины Пановой-Ватанской.