Крематорий
По некоторым данным в России имеется около двадцати крематориев. Ещё до строительства крематория в Омске, в декабре 2013 года мэр этого города Двораковский назвал появление крематория на вверенной ему территории «шагом к цивилизованной ступени развития общества».

Хороший человек Двораковский, не жадный, он, в отличие от астраханского мэра Столярова, не стал требовать с будущих владельцев крематория десятки миллионов рублей, и тем самым не лишил омчан нужного им крематория.

Не всем городам везёт так, как жителям Омска.

На действующих кладбищах столицы Бурятии заканчиваются места. Тем временем участники последнего бурятского съезда предлагают властям построить в Улан-Удэ крематорий для того, чтобы его жители имели возможность хоронить своих близких в соответствии с религиозными традициями бурят.

Крематории – это необходимость, а не каприз. Традиционные кладбища неэкологичны, занимают огромные участки городской земли, являются источником получения огромных средств кладбищенско-ритуальной мафией, наживающейся на горе от безвозвратной утраты близких.

Эта мафия в основном и тормозит создание крематориев, как опасного конкурента.

Бизнесмен Константин Хвалык, имевший в планах организацию и постройку в Астрахани крематория, не является филантропом. Он – деловой человек, столкнувшийся в Каспийской столице с дикой жаждой наживы со стороны городских чиновников, которые должны были бы только приветствовать передовое начинание.

Что изменилось после 13 ноября 2013 года, когда корыстолюбивому Столярову был устроен вязон? Известно, что экс-мэр сидит в колонии. Неизвестно, погашает или не погашает он свой пятисотмиллионный штраф. Известно, что идея крематория в Астрахани с тех пор уже никого из городских чиновников не интересует, а Константин Хвалык вряд ли поднимет эту тему.

Почему городская администрация не предлагает Константину Хвалыку возобновить диалог об обустройстве в Астрахани крематория? Возможны несколько вариантов нежелания делать это:
  1. После беды, случившейся со Столяровым, даже имя Хвалыка стало неприятным и знаковым для очень впечатлительных астраханских чиновников, но можно возразить, что на Хвалыке свет клином не сошёлся, вымогать взятки можно и с других любителей крематориев.
  2. Астраханские чиновники, крепко подогреваемые кладбищенско-ритуальной мафией, вполне искренне полагают, что астраханцы в огне не горят и в воде не тонут (что вполне реально, кстати сказать).
  3. Астраханские чиновники, глубоко православные люди, опасаются, что родственники умерших, получив прах в крематории, не предадут его земле, а будут ставить урны с прахом на книжные полки.
  4. Чиновники городской администрации боятся, что крематорий испортит эстетический вид Астрахани и помешает ей впоследствии этого стать хоть когда-нибудь туристическим раем.
  5. Принципиальные последователи и продолжатели дела Столярова повторяют вслед за Гамлетом: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» и делают вид, что никогда ничего не слышали о крематориях.
Так или иначе, но крематорий необходим Астрахани, и чем быстрее примется решением о его строительстве, тем лучше, потому что представители малоимущих слоёв населения города могут рано или поздно прийти к совершенно бесплатному методу захоронения своих почивших – закапывать их в землю, где придётся без содействия кладбищенско-ритуальной мафии.

Рафик Идиатуллин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 36 (695)