Под занавес года хочется проанализировать итоги работы сельскохозяйственного комплекса. Они, надо сказать, не такие хорошие, на которые надеялись. Того самого пресловутого миллиона овощебахчевой продукции не получили. И вряд ли смогли бы. Ведь даже при советской власти не могли выйти на такой высокий показатель. А ведь тогда возможностей было куда больше. Одних только колхозов и совхозов с мощной техникой и людскими ресурсами было несколько десятков. И в каждом от пяти до десяти растениеводческих бригад. А уж о количестве специализированных звеньев было просто не счесть. Теперь же колхозов и совхозов можно, пожалуй, на пальцах одной руки пересчитать. Вся надежда на фермеров. Их сейчас – хоть пруд пруди. Количество фермерских хозяйств увеличивается, а вот с увеличением продукции неувязочка получается.

Нет у фермеров тех силёнок, которые раньше были. Помнится, для того чтобы достичь показателя в миллион тонн, людей выгоняли в поле практически поголовно. Студенты, солдаты, школы – все мобилизовались, чтобы собрать выращенное до последнего плода. До самых морозов шла уборочная страда. И всё равно, более 900-920 тысяч тонн не собирали. Так стоит ли руководству региона нацеливать на этот рубеж сельхозпроизводителей? Конечно, как цель, видимо, можно. Но если при благой, в общем-то, цели требуемого не достигается, то стоит ли насиловать людей? Не лучше ли смириться с тем, что получим, чем быть потом под прицелом критики?

В прошлом году местные газеты захлёбывались от итогов работы сельхозпроизводителей за пятилетний период. Цифры, которые приводились, в определённой мере впечатляли. По данным минсельхоза, валовой объём продукции вырос на 55 процентов. Отрасль в целом вышла на рентабельность. Почти 80 процентов хозяйств всех форм собственности получают прибыль. Это, конечно, не может не радовать. Не могут не радовать и такие показатели последних лет, как посевная площадь. В разрезе всех сельхозпредприятий региона она выросла на девять процентов, в том числе под рисом – на 21 процент, под картофелем – на 36, под овощами – на 26, бахчевыми – на 12 процентов. Увеличились площади под зерновыми культурами и картофелем.

А какими оказались показатели конкретно 2009 года? А они таковы. За весь сезон было произведено и реализовано более 496 тысяч тонн овощной продукции. Это на 18 процентов превышало уровень 2008 года. В том числе 277 тысяч тонн томатов, около 22 тысяч тонн капусты, почти 24 тысячи тонн огурцов, 88 тысяч тонн лука, 7 тысяч тонн моркови и 10,5 тысяч тонн прочих овощей.

Как видим, до миллиона тонн овощей ещё так далеко, как до луны.

Что же повлияло на такие, прямо скажем, невысокие достижения? Чиновники из минсельхоза видят в этом две причины: холодную весну и нашествие саранчи.

Не могут не огорчать и показатели 2010 года. На восьмое октября, практически на завершение уборочного сезона, когда температура воздуха уже не позволяла увеличить количество продукции, были обнародованы следующие данные. В целом по Астраханской области в торговую сеть и на реализацию в другие регионы отправили 494 тысячи тонн овощебахчевой продукции. Больше всего было собрано томатов – 260 тысяч тонн. Все другие овощи в общей сложности не дотягивали до 100 тысяч тонн. И снова не дотянули до одного миллиона. Очень уж высокий рубеж. Просто недостижимый. Считается, что жара подвела. А мне кажется, не столько жара, сколько неорганизованность и неумение приспособиться к создавшимся условиям. А жара – это только ссылка. Смешно слышать, как чиновники сетуют на жару. И это в нашем-то южном краю, где лето, как и положено ему, должно быть жарким. И оно такое есть. и никакая это не аномалия – летняя жара. Аномалией у нас можно считать низкую температуру летом. Вот если летом тепло не будет подниматься выше 25 градусов, тогда можно будет кричать: караул, потому что арбузы, дыни, да и помидоры не любят такой низкой температуры. Плохо растут. Плохо зреют. Для картофеля, может быть, 40-градусная жара некомфортна. Но у нас ведь картошку сажают на поливных землях. Так что засохнуть она не может, если, конечно, её хорошо поливают. И вообще-то у нас без полива овощи не выращивают. Так что ссылки на жаркую погоду просто несостоятельны. И коль получили небольшой урожай, значит, винить надо не жару. Не поэтому ли так мало, а практически не было в этом году в местной прессе победных реляций чиновников?

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 41, 24.12.10.