Создано спецподразделение «Пиранья» для борьбы с браконьерами Каспия. Это ярко, демонстративно, красиво... Но, увы, бесполезно.
Грозное имя мелкой, но зубастой рыбки пираньи получил новый оперативный отдел, созданный федеральным Агентством по рыболовству в Астрахани. Цель заявлена самая благая: прекратить незаконный промысел ценной рыбы (прежде всего – осетровых) в дельте Волги и на раскатах Каспия.
Руководитель Агентства Андрей Крайний, специально приехавший в Астрахань, назвал вновь созданный отдел «рыбоохранным спецназом». В этом что-то есть. Основу «Пираньи» составляют бывшие бойцы спецподразделений, имеющие за плечами опыт ведения боевых действий в «горячих точках».
Идея «рыбного спецназа» возникла год назад, это некий аналог СОБРа. Отдел состоит из 20 профессионалов, которые должны «мочить» браконьеров на особо сложных участках Каспийского побережья – в Калмыкии, Дагестане, Астраханской области, где незаконный вылов рыбы ведется уже в промышленных масштабах.
До «Пираньи» с браконьерами боролись такие уважаемые организации: Волго-Каспийское территориальное управления Росрыболовства, пограничная служба ФСБ России, Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура и еще целый ряд… Говорили, что успеху мешает их ведомственная разобщенность.
«Пиранья» сходу взялась за дело, и буквально за две недели изъяла 220 запрещенных к использованию самоловных крючковых снастей. Некоторые из них были с добычей. Еще живыми назад в реку оперативники выпустили… 10 осетров и трех тюленей. Задержали пять браконьеров, у которых изъяли около 60 килограммов частиковой рыбы.
По этим фактам подготовлено 10 материалов о совершении преступлений, предусмотренных статьей 256 УК РФ, по которым будут возбуждены уголовные дела.
Оперативники при этом жаловались, что проведение подобных рейдов на закрытых водных объектах осложняется наличием у браконьеров радио- и сотовой связи. Так, при задержании первых же нарушителей, те успевали немедленно сообщать своим «коллегам» о рейде рыбоохраны. Браконьеры молниеносно исчезали на своих быстроходных современных судах или избавлялись от сетей.
Чтобы сделать работу «Пираньи» более эффективной, Росрыболовство совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией планирует в течение ближайшего года приобрести четыре беспилотных летательных аппарата для наблюдения за криминальным рыболовством. Возможно, это создаст определенные трудности для браконьеров. Хотя все знают, что по наличию технических средств, перевес на стороне нарушителей закона.
Прокомментировать создание нового оперативного отдела «Пиранья» корреспондент «Свободной Прессы» попросил известного астраханского эколога и журналиста Дмитрия Иванченко.
- Вы долгое время занимаетесь проблемой браконьерства на Каспии, скажите, появленье «Пираньи» в устье Волги поможет борьбе с браконьерами?
- Отвечу однозначно: нет. И вот почему. Борьба с браконьерами ведется не первый год. Уже создана масса организаций и структур, которые обязаны это делать. Результатов, увы, нет. Почему они должны появиться у «Пираньи»?
- Кого и что вы имеете ввиду?
- Вспомните хотя бы знаменитые, проводящиеся каждую весну операции «Путина»? Тысячи людей в погонах командируются в Астрахань со всей матушки России. Чем все это заканчивается? Практически ничем! Да, на виду у многих телекамер вытаскиваются из воды орудия лова и пойманная несчастная рыба. В лучшем случае, берут с поличным с десяток браконьеров. И все.… Московское телевидение процесс снимает, газетная пресса описывает. А каналы и рынок сбыта остаются нетронутыми.
- Где он – этот рынок сбыта?
- Большая часть браконьерской осетрины и черной икры реализуется в Москве – это никто и не скрывает. Платежеспособность населения в той же Астраханской области низкая, и некуда здесь девать такое количество икры и рыбы, которое добывают многочисленные браконьеры. Уже давно этот преступный промысел в низовьях Волги и на раскатах Каспия приобрел характер организованной структуры - это не мужички-одиночки, вышедшие подзаработать на жизнь… Оснащение у браконьеров самое современное и стоит многие десятки тысяч долларов. Даже задержанные с поличным, они получают самых лучших адвокатов и зачастую выходят сухими из воды…
- На ваш взгляд – вообще проблема имеет решение?
- Любая проблема имеет решение, была бы добрая воля государства. Нужно действовать не очередным громким кавалерийским наскоком, пусть даже с помощью супероснащенной «Пираньи», а целенаправленно разрабатывать всю структуру браконьерского промысла. Начинать следует с организаторов и покровителей этого подпольного бизнеса, которые сидят в очень высоких кабинетах. Но это долго, трудно и зачастую чревато плохими последствиями. А «Пиранья» - это ярко, демонстративно, красиво...
Хотя вполне возможно, что на время наглое, неприкрытое браконьерство уйдет в тень. Но постепенно оно вновь возобновится.
Губернатор Астраханской области Александр Жилкин так комментирует решение главы Росрыболовства:
- Мы готовы к активным действиям вместе с федеральным центром. Но истинное решение проблемы биотерроризма кроется в необходимости ликвидации нелегального рынка сбыта осетровых. Никто не станет ставить сети и хищнически добывать рыбу, если потом ее некому будет продать. В нашем регионе люди постепенно начали это понимать…
"Свободная пресса"