Плохо мы живём или хорошо? Каждый может ответить на этот вопрос по-разному. Скептики во всём найдут только плохое, оптимисты – хорошее. Но люди прагматичные могут сказать: всё зависит от развития промышленности в регионе.Что имеем
В Каспийской столице промышленность развита – будь здоров. Имеется в виду добывающая промышленность. В Прикаспийской низменности и на Каспии резвятся «Газпром» и «Лукойл». Но от этой развитой промышленности хорошо только руководителям этой промышленности, загребающим миллионы рублей в свои собственные карманы. Население Астраханской области при этом имеет только бледный вид, развитие онкозаболеваний и постоянный рост тарифов.
А как с другой промышленностью?
В Прикаспийском регионе с этим также как будто всё хорошо.
В начале декабря 2015 года состоялось награждение победителей всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров Росси». Дипломы астраханским производителям – лауреатам и дипломантам конкурса вручил министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Радик Харисов.
Вот кто был награждён.
- В номинации «Продовольственные товары» – кондитерская фабрика «Карон» и «Мясокомбинат Астраханский».
- В номинации «Продукция производственно-технического назначения» – «КНАУФ ГИПС Баскунчак».
- В номинации «Услуги производственно-технического назначения» – Астраханский тепловозоремонтный завод.
- Дипломантами конкурса в номинации «Продовольственные товары» признаны: «Трусовский хлебозавод», всё тот же «Мясокомбинат Астраханский», «Астраханский ликеро-водочный завод», турецкая «Эльвира» (хлебобулочные изделия), ИП Ностаев В.Ц. (мука и хлебопродукция) и Дорджиев Б. Г. (хлебопродукция).
- В номинации «Услуги производственно-технического назначения» дипломантом конкурса стала строительная компания «Астраханский Автомост» (строительство, реконструкция и ремонт мостов и т.д.).
Астраханский тепловозоремонтный завод является филиалом ОАО «РЖД». В 90-е годы реформ это предприятие каким-то чудом не было обанкрочено, а оборудование не пущено на металлолом. Подобное в нашего регионе случилось почти со всеми предприятиями такого уровня. Но ТРЗ выжил не благодаря кому-то, а вопреки.
Мост через Кривую Болду (Кирикилинский мост), связывающий поселок Свободный и микрорайон Бабаевского в Ленинском районе Астрахани, закрыт с 2013 года. С 2014 года по недавнее ремонт моста за 446,4 млн руб. не могут поделить две конкурирующие между собой строительные фирмы, которые судились за госконтракт. Местные власти ждали окончания этих судебных разборок. Иного выхода у них не было. Одной из этих фирм являлся «Астраханский автомост». За что же награждают компанию?
Чем же занимается министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области под руководством Радика Ленартовича Харисова, осуществляющего это руководство с августа 2015 года?Работа по существу
Ответ прост: облминпром осуществляет нормативно-правовое регулирование в области промышленности, в том числе ТЭК, природных ресурсов, автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта.
Но тут каждого здравомыслящего человека одолевают сильнейшие сомнения: как может региональное министерство регулировать «Газпром добыча Астрахань», входящее в российскую транснациональную корпорацию «Газпром», или Приволжскую железную дорогу, которая находится в основном на территории не только Астраханской области, но и Саратовской, Волгоградской, Ростовской областей и Казахстана?
Конечно, с виду облминпром – Чрезвычайно Мощная Организация.
Вот его структура:
- управление топливно-энергетического комплекса;
- отдел развития газотранспортных и газораспределительных систем;
- отдел развития минерально-сырьевой базы;
- управление промышленности и портов;
- отдел промышленности;
- отдел портов;
- департамент транспорта;
- отдел транспорта;
- отдел контроля;
- отдел анализа и перспективного развития;
- отдел правового обеспечения;
- отдел кадрового и документационного обеспечения;
- три заместителя министра;
- два помощника министра;
- приёмная министра;
- канцелярия.
К примеру, работой отдела развития газотранспортных и газораспределительных систем облминпрома занимаются на деле дочерние предприятия «Газпром добыча Астрахань».
И вообще, почему облминпром не занимается развитием в регионе швейной, молокоперерабатывающей, обувной, электронной промышленности, почему не возрождает загубленные в 90-х годах прошлого века предприятия, а дублирует работу уже по своему плодотворно работающих систем?
А какие полномочия осуществляет облминпром?
Облминпром разрабатывает проекты региональных законов, относящиеся к установленной сфере ведения облминпрома… Но какая там разработка, если, к примеру, «ГДА» просто ставит перед фактом, что будет платить в бюджет области налогов меньше, или вообще не будет платить?
Облминпром якобы участвует в разработке концепции промышленной политики в Астраханской области.
О какой концепции может идти речь, если от облминпрома ничего не зависит.
Вот характерный пример.
В декабре 2011 года группа преступников похитила на заводе стекловолокна 42 платиновых болванки общим весом 160 кг стоимостью 150 млн руб. Работа предприятия впрямую зависит от платины, задействованной в производстве стеклонити. Заводу пришлось сократить большое число сотрудников и производство. Что предприняло министерство, как разработало концепцию ограбленного завода? Вопрос получается риторическим.
Облминпром якобы содействует в осуществлении мероприятий по развитию инфраструктуры областного рынка товаров производственно-технического назначения и в продвижении высокотехнологичной продукции промышленных предприятий нашей области на российские и зарубежные рынки.
Какую продукцию промышленных предприятий области можно назвать высокотехнологичной?
Вспомним астраханских победителей программы «100 лучших товаров России».
Куда можно продвигать астраханскую водку, колбасу, хлеб и кондитерские изделия? Какие зарубежные рынки могут принять эту «роскошь»?
Облминпром может производить расчет размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, в отношении участков недр местного значения.
Это прекрасно и удивительно, но требуется определить размер вреда, причинённого населению региона, но как раз этим облминпром почему-то и не должен заниматься.
Облминпром якобы участвует в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых, находящихся в ведении нашей страны.
Всё, что связано с полезными ископаемыми и их добычей рассматривается в высоких кабинетах Москвы и мнение регионального минпрома спрашивать никто не будет.
Участие облминпрома может быть ограничено вопросом: «А разрешите рядом постоять?», но и это может оказаться бестактностью.
Их немного. Их всего два: ГП АО «Пассажирское автотранспортное предприятие №3» (автовокзал) и ГАУ АО «Научно-исследовательский геоинформационный центр» (НИГИЦ).Подведомственные учреждения минпрома
С автовокзалом всё понятно, хотя немного удивляет, почему не такое уж крупное автотранспортное предприятие удосужилось опеки министерства.
Но вот с НИГИЦ всё гораздо интереснее.
В 2002 году администрация Астраханской области с целью анализа и визуализации геоинформационных материалов для принятия эффективных административно-управленческих решений по стратегическим направлениям развития экономики Астраханской области учредила этот самый НИГИЦ. Вместе с тем, к 2002 году промышленность региона почти вся была уничтожена. НИГИЦ, вероятно, понадобился для того, чтобы выследить ещё работающие, недобитые предприятия?
До 2012 года НИГИЦ был предоставлен себе.
В 2012 году НИГИЦ по каким-то, вероятно, важным причинам потерял свою самостоятельность и стал подведомственным министерству сельского хозяйства области. Но там он, вероятно, оказался пятым, а то и шестым колесом в сельскохозяйственной телеге, и в 2014 году перешёл в подведомственность минпрома.
В минувшем году на базе ГАУ АО «НИГИЦ» был создан региональный центр космических услуг (ЦКУ).
Единственное, что удалось узнать о ЦКУ – это его адрес – ул. Животноводов, дом 127, офис 106.
«ЦКУ является основой практического использования результатов космической деятельности, обеспечивающей эффективное использование её результатов в интересах социально-экономического и инновационного развития региона на основе геоинформационных и web-портальных технологий». Короче – это просто пшик, прикрытый накрученным в родительном падеже научнообразным словоблудием.
«Сегодня у вас есть уникальная возможность пользоваться результатами космической деятельности совершенно безвозмездно. Правильно выстроенная работа с нашим центром позволит многим ведомствам эффективнее решать свои задачи и экономить время», – сказал по поводу ИГИЦ и ЦКУ облминистр Харисов.
ЦКУ – это действительно здорово. Можно, к примеру, при помощи космической деятельности осмотреть крышу собственного дома или полюбоваться заросшими ериками нашей прекрасной дельты. Хотя для этого есть Google Maps, который не сосёт из нищего бюджета области.
Эта борьба ведётся, но как-то без спешки.Борьба с коррупцией
На сайте облминпрома размещены «Мероприятия по противодействию коррупции, проведённые в 2014 году» и «План мероприятий по противодействию коррупции на 2015 г.».
Главным мероприятием по противодействию коррупции в 2014 году было «Повышение квалификации государственных гражданских служащих» по направлениям «реализации антикоррупционных мероприятий в системе государственной и муниципальной службы» и «организации и проведения закупок для государственных нужд».
Второе мероприятие немного удивляет, но потом глубокий смысл его доходит до сознания и поражает своей хитроумностью.
Действительно, госзакупки – это лучшая проверка на порядочность и непричастность к коррупционным схемам! Если чиновник удержится от того, чтобы погреть на госзакупке собственные потные ручонки, значит, он достоин доверия и коррупция ему нипочём.
Впечатляет и антикоррупционная памятка, которая раскладывает по полочкам весь процесс взяткодательства и взяткопринимательства, а также ответственность за этот весьма опрометчивый шаг в жизнедеятельности каждого чиновника. Можно биться об заклад на самое дорогое в жизни, что ни один из чиновников Астрахани и области, погоревших на взяточничестве, не читал эту памятку.
В итоге можно предположить, что существование министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области обеспечивает прикрытие определённой социально-экономической бреши, при раскрытии которой всё рухнет вокруг как карточный домик. Действительно, после принятия решения о расформировании облминпрома как ненужной структуры регионального правительства, может возникнуть желание распустить министерство экономического развития области, так как никакого развития без настоящей региональной промышленности не может быть. С роспуском облминпрома весьма и весьма сократится так называемое министерство образования и науки Астраханской области, так как большая часть учащихся после окончания восьмого класса рванёт в сельскохозяйственные техникумы, кулинарные и культпросветучилища. Учиться в регионе станет немодным, университеты захиреют и, может быть, даже опять станут институтами. Молодёжь после роспуска облминпрома окончательно ударится в правовой нигилизм и бескультурье, так как без настоящей промышленности невозможны высокотехнологичные процессы, приводящие к полному торжеству нанотехнологий во всех сферах жизни.Подведение итога
Так что облминпрому Радика Харисова – жить и по-прежнему искусно создавать видимость активной и продуктивной деятельности на благо и для дальнейшего собственного процветания.
Виктор Зоркий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 12 (670)