Митинги рыбаков, прошедшие 26 марта в разных городах России, показали чиновникам и власти, что мужики с удочками - не либеральная оппозиция у Триумфальной арки, на которую можно не обращать внимания.

Внимание обратили, сказали с экранов телевизоров и страниц газет очень много умных, красивых и правильных слов. Каков же результат? С этим вопросом мы обратились к Алексею Цесарскому, главному редактору газеты "Рыбак Рыбака", ставшему неформальным лидером протестного движения рыбаков и представляющему их интересы в рабочих группах, созданных для разработки нового закона о любительском и спортивном рыболовстве в Росрыболовстве и Госдуме.

Алексей Цесарский:

- Рабочая группа собиралась дважды, и на этих заседаниях в основном обсуждались общие позиции участников и предпринимались попытки найти компромисс по наиболее сложным вопросам. Главный из них - это рыбопромысловые "участки для любительского и спортивного рыболовства (РПУ). Позиция общественности состоит в том, что никаких РПУ в законе вообще не должно быть. С этим не согласны ни Росрыболовство, ни представители бизнеса в лице пользователей этих самых РПУ. Это главный камень преткновения, и возможность каких-то компромиссных решений тут не просматривается.

Ожидается, что собственно работа над законопроектом начнется после майских праздников, 10-11 мая. Надо сказать, что в отличие от общественности в Росрыболовстве заранее было известно о планах по разработке нового закона о любительской рыбалке и уже к 15 апреля в этом ведомстве был подготовлен законопроект, который они затем и предложили рабочей группе Госдумы. Мы со своей стороны постарались создать собственный проект закона, который отражал бы наше видение ситуации с любительской рыбалкой. Приступили мы к этой работе после 15 апреля, но надеюсь, что к 10 мая работа будет в основном завершена и мы также сможем предложить наш проект на рассмотрение рабочей группы.

По нашему мнению, законопроект, предложенный Росрыболовством, не только не устраняет тех проблем, которые возникли в связи с действующим законом о рыболовстве, но еще их и усугубляет. Вот его некоторые "болевые точки".

Росрыболовство предлагает ограничить общую площадь РПУ пятью процентами "от общего водного фонда субъекта Российской Федерации". На первый взгляд, это совсем немного. Но только на первый. Что такое водный фонд? Это не только пруды, реки, озера и водохранилища - это еще и болота, а также подземные воды и ледники, внутренние и территориальные моря. Для начала хотелось бы понять, как Росрыболовство собирается подсчитать их площадь. Но и без точных подсчетов понятно, что даже в европейской части в эти 5% легко запихнуть все самые популярные рыболовные места. Что уж говорить о Сибири и Дальнем Востоке, где более или менее доступных для простых смертных водоемов и пяти процентов не наберется.

Следующий момент - платность рыбалки на РПУ. По версии Росрыболовства, пользователи РПУ будут по-прежнему продавать рыбакам путевки (их теперь предлагается называть лицензиями), но не на все виды рыб, а только на те, для которых устанавливается общий допустимый улов (ОДУ) - так называемые ОДУемые виды. Например, для Волжско-Каспийского бассейна (в том числе и Астраханской области) это четыре вида осетровых, а также судак, вобла, лещ, сом, сазан и щука. Все это виды, за ловлю которых хозяева РПУ будут вправе брать деньги. Причем Росрыболовство предлагает в своем проекте установить минимальную стоимость лицензии, а потолок - на усмотрение коммерсанта.

Но и это не все. Вполне возможно, что если законопроект Росрыболовства обретет статус закона, то в скором времени в категорию "оплачиваемых" попадут вообще все виды рыб, которые пользуются мало-мальским спросом у рыболовов-любителей. Для

этого Росрыболовству нужно просто-напросто своим приказом ввести их в перечень ОДУемых видов.

Законопроект Росрыболовства затрагивает и земельные отношения. Предлагается, в частности, предусмотреть для пользователей РПУ "преимущественное право получения земельного участка, прилегающего к границам указанного участка". Цель понятна: обеспечить пользователя землей, на которой он будет создавать инфраструктуру. Непонятно, правда, как в рамках закона реализовать это "преимущественное право", но если удастся, то последнее препятствие для захвата водоемов будет убрано. Не буду углубляться в другие аспекты законопроекта Росрыболовства. В целом могу сказать, что если перед его разработчиками стояла задача устранить те вопиющие правовые несуразицы, которые имеются в действующем законе о рыболовстве, и сохранить при этом систему РПУ и плату за рыбалку, то они с этой задачей справились.

Наша задача - задача рыболовной общественности - убедить членов рабочей группы в том, что законопроект Росрыболовства никоим образом не может служить основой для нового закона о любительском рыболовстве. Получится это или нет - очень скоро узнаем. Надеюсь, что это станет понятно уже на первом заседании рабочей группы сразу после Дня Победы.

С нашим проектом закона о любительском рыболовстве можно познакомиться на сайте "Рыбак Рыбака".

Олег САРАНА

P.S. В общем, "Гюльчатай открыла личико", я имею в виду Крайнего и его клерков: если раньше он хотя бы говорил, что услуги и рыба - вещи разные, в новом законопроекте от этого ведомства плата за рыбалку и рыбу является нормой.

Все это словоблудие по телевизору изначально ставило своей целью запудрить мозги народу. Наивные люди, они никак не могут понять, что благодаря Интернету правду узнают те, кому надо, через день.

Апеллировать к чиновникам из Росрыболовства бессмысленно, поэтому исправить ситуацию сейчас могут только политики, и в частности парламентское большинство из "Единой России". Несмотря на "радужную картинку" из телевизора, всё прекрасно понимают, каково реальное отношение электората к этой партии, и если ее руководство думает, что двадцать с лишним, миллионов избирателей для них неважны, то пусть принимают в Думе проект закона от Росрыболовства. Но я все же надеюсь, что в Думе сидят не политические самоубийцы.

"Комсомолец Каспия" № 37, 11.05.11.